Ралли Финляндии


Ралли Финляндии (фин. Suomen ralli, англ. Rally Finland, ранее известное как Ралли «Тысяча озёр» (англ. 1000 Lakes Rally) и Большие гонки в Ювяскюля (фин. Jyväskylän suurajot) — соревнование по ралли, которое проводится в области Ювяскюля в Центральной Финляндии с 1951 года по настоящее время. Это самое большое по численности ежегодно проводящееся раллийное мероприятие в Северной Европе, сотни тысяч зрителей каждый год посещают ралли Финляндии. Когда в 1973 году дебютировал чемпионат мира по ралли, финский этап сразу вошёл в календарь турнира, и находится там практически неизменно до настоящего времени. Единственным исключением стал 1995 год, когда финская гонка была только раундом Кубка мира для 2-литровых автомобилей[англ.].

Наибольшую известность в мире это ралли приобрело благодаря высоким средним скоростям и обилию трамплинов[1]. Спецучастки располагаются среди живописных финских лесов и озёр[2]. На протяжении многих лет участникам разрешали тренироваться накануне стартов с сильными ограничениями скорости, часто до 30 км/ч, в тех местах где в боевом режиме скорости доходили до 150 км/ч. Из-за этого приезжим экипажам сложно было писать правильную стенограмму. Всё это предопределило такую особенность гонки — много лет подряд в ней выигрывали главным образом финские гонщики, хорошо знающие местные дороги[3]. С 1951 по 1988 год было всего три исключения, когда побеждали пилоты из другой страны, причём из соседней Швеции, и только в 1990 году впервые в этой гонке победил пилот не из Северной Европы (испанец Карлос Сайнс).

В момент зарождения финского соревнования предполагалось, что оно станет своеобразной квалификацией к Ралли Монте-Карло. Почти тридцать финских гонщиков изъявили желание принять участие в той престижной гонке, но по существующей квоте на финнов и шведов могли выставить только четырнадцать участников. Состязание состоялось 1 сентября 1951 года под названием Гран-При Ювяскюля: 26 пилотов преодолели дистанцию почти в 1700 км[1]. Победителем был объявлен Арво Карлссон, который набрал наименьшее количество штрафных баллов и лучше всех справился со специальными испытаниями, включающими подъем на холм и ускорения[4].

В следующем году количество участников выросло уже до 48 гонщиков, а в 1953-м - до 66-ти. А в 1954 году соревнование стало именоваться как "Ралли Тысяча Озёр"[5], под которым и приобрело международную известность. Уже в 1957 году на Ралли был установлен рекорд по количеству зарегистрировавшихся иностранных участников и оргазаторами был разработан особый язык жестов для информарования пилотов. В этом же году победителем впервые стал шведский пилот - Эрик Карлссон на Saab 93. В августе 1958 года в ралли дебютировали советские гонщики на «Москвичах-407», это были первые международные соревнования для советских автоспортсменов в истории. До финиша добрались все четыре машины, экипажи в личном зачёте расположились за пределами топ-15 из 48-ми финишировавших[6][7][8].