Рама (изобразительное искусство)


Рáма, ра́мка (из нем. Rahmen, непосредственно или через польск. rama[1]) — элемент, устройство, отграничивающие изображение от окружающей среды.

Ра́мка (небольшая рама, багет) — декоративное обрамление картины, фотографии (траурная рамка) и, в некоторых случаях, текста. Выражения «в рамках» и «выйти из рамок» (рамочный) используют для обозначения границ темы[2].

Рама живописной картины, эстампа — любого изображения на плоскости, её толщина, ширина, профиль, цвет, имеют важное формообразующее значение, поскольку любое изображение представляет собой «мнимый объект»: одновременно плоскость и зрительное представление проёма в преграде, что связывает, по утверждению С. М. Даниэля, изображение с семантикой портала или триумфальной арки[3].

Рама отделяет изображение «картинного типа» от окружающего пространства как физическую данность, материально ощутимую поверхность, сосредотачивая на ней внимание зрителя, и соотносит эту поверхность с воображаемой глубиной изобразительного пространства, превращая её в метафизическую данность. Именно рамы, как доказывал Б. А. Успенский, «организуют изображение и, собственно говоря, делают его изображением, то есть придают ему семиотический характер». Далее автор приводит слова Г. К. Честертона о том, что «пейзаж без рамки практически ничего не значит, но достаточно поставить какие-то границы (будь то рама, окно, арка), как он может восприниматься как изображение». Успенский позволил себе категоричное высказывание: «Именно границы и создают изображение»[4].

Даже в тех случаях, когда границы изобразительного поля никак не обозначены, они ощущаются психологически в качестве действительно присутствующих. Гештальтпсихологи приводят в качестве доказательства простой опыт. Попробуем вырезать из плотной бумаги небольшое прямоугольное окошко и посмотреть через него на окружающий мир. То, что мы увидим: случайный фрагмент пейзажа, дома, деревья, покажется нам более организованным, скомпонованным в сравнении с тем, что мы видим снаружи. И это не иллюзия, а результат действия реальных перцептивных сил. «Каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение»[5].