Ранжирование колледжей и университетов


Ранжи́рование ко́лледжей и университе́тов (англ. College and university rankings) — это процесс построения рейтинга высших учебных заведений путём сочетания различных факторов. Ранжирование проводится журналами, газетами, сайтами, правительством и учеными. В дополнение к ранжированию учебных заведений организации выполняют ранжирование конкретных программ, факультетов и школ. Различные рейтинги учитывают комбинации показателей благосостояния, научных достижений и/или их влияния, избирательность, выбор студентов, итоговый успех, демографическую ситуацию и другие критерии. Нет известных рейтингов для колледжей, указывающих на академический уровень студентов. Некоторые рейтинги оценивают учебные заведения в пределах одной страны, в то время как другие проводят оценку университетов по всему миру. Остается много споров о пригодности и точности ранжирования. Расширяющееся разнообразие методологий ранжирования и сопутствующая критика свидетельствуют об отсутствии единого мнения в данном вопросе.

Предназначены в частности для ранжирования университетов США[⇨]. Некоторые организации проводят ранжирование университетов по всему миру:

The Academic Ranking of World Universities (ARWU) был составлен Шанхайским университетом Цзяо Тун и публикуется ежегодно с 2003 года. Этот рейтинг считается одним из старейших университетских рейтингов в мире. Сейчас рейтинг поддерживается специализированной компанией Shanghai Ranking Consultancy. Рейтинг финансируется китайским правительством, и его первоначальная цель заключалась в оценке различий между университетами Китая и университетами «мирового класса». ARWU публикуется в британском журнале The Economist[1]. Рейтинг получил высокую оценку за то, что является «последовательным и прозрачным»[2]. Министры образования Франции, Норвегии и Дании совершили поездку в Китай, чтобы найти и обсудить способы повышения позиций своих университетов в рейтингах.

ARWU не полагается на опросы и школьный материал. Показатели рассчитываются исходя из количественных и качественных данных о публикациях и характеризуют качество преподавательского состава и научно-исследовательскую производительность вуза. Это составляет 60 % от общей оценки[3]. Среди таких критериев — число высокоцитируемых учёных среди сотрудников университета, число статей, опубликованных журналами Nature или Science за последние пять лет, число статей, вошедших в индексы научной цитируемости Science Citation Index Expanded и Social Science Citation Index за предыдущий год[3]. Эти показатели рассчитываются по базе данных Web of Science. Другим критерием является число обладателей Нобелевской премии и Филдсовской премии по математике[4].