Ранняя готика


Ранняя готика — первый период развития готической архитектуры, начавшийся около 1130 года в Северной Франции и Нормандии, перешедший в Англию и длившийся до середины XIII века. Основные элементы унаследованы готикой от более ранней романской архитектуры — это нервюрный свод, аркбутан и стрельчатая арка. Специфической чертой готики является сочетание этих элементов в конструкции, позволившие строить здания невиданной дотоле высоты и размеров, наполненные светом витражных окон

Среди важнейших памятников ранней готики находятся части базилики Сен-Дени (1130—1148: западный фасад, нартекс, и деамбулаторий), Санский соборruen (1140), Ланский собор (1155—1235), собор в Санлисеruen (1160) и наиболее известный — собор Парижской Богоматери (начат в 1160)[1].

Ранняя английская готика возникла под влиянием французской, что хорошо заметно на хорах Кентерберийского собора, но очень скоро стала развиваться своим путём. В частности, в Англии готические церкви росли в длину, а не в высоту, применялись более сложные и асимметричные планировки, хоры завершались прямой, а не закруглённой абсидой, в интерьере использовался цветной камень (в частности, пурбекский мрамор). Образцами ранней английской готики являются западный фасад Уэлского собора, хоры Линкольнского и ранние части Солсберийского собора[2].

Принципиального различия между романским и готическим храмом нет. Цели, стоящие перед зодчим, при переходе к готике не меняются, но в его руках оказываются иные средства. Все отдельные черты, которые можно выделить в готической архитектуре: стрельчатые арки, крестовый свод на нервюрном каркасе, применение контрфорсов и перенос распора свода в сторону при помощи аркбутана — встречаются и в романских зданиях. С точки зрения конструкции развитие готического стиля из романского знаменуется синтезом этих элементов и развитием умения зодчих сосредоточивать с их помощью прежде распределённые вдоль стены силы веса и распора сводов, и воспринимать их не протяжёнными инертными массами стен, а тонкими относительно высоты устоями и контрфорсами. Таким образом, во-первых, из того же количества строительного материала может быть возведено более крупное здание, во-вторых, оно может быть сведено к каменному несущему каркасу, заполненному тонкими стенками или сплошными витражами. Тёмный романский храм по мере развития готики становится всё выше и светлее[4].