Ран (фильм)


«Ран» (яп. ран, «Смута»[1][2], «Хаос»[3]) — эпическое дзидайгэки японского режиссёра Акиры Куросавы, вышедшее на экраны в 1985 году. Фильм является дзидайгэки (костюмированной исторической драмой), посвящённой падению Итимондзи Хидэторы, видного аристократа эпохи Сэнгоку Дзидай. Картина основана на легендах даймё Мори Мотонари, а также на трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Фильм был удостоен премии BAFTA за лучший фильм на иностранном языке и ряда других наград.

Сюжет фильма — интерпретация классической трагедии У. Шекспира «Король Лир» с поправкой на японские реалии. Так, даймё Итимондзи Хидэтора разделяет свои владения не между дочерьми, а между сыновьями.

После совместной охоты Итимондзи устраивает с лидерами соседних кланов Аябэ и Фудзимаки привал. Последние уговаривают Хидэтору дать им ответ, чью из их дочерей он возьмёт в жёны для своего младшего сына Сабуро. Не дав ответа, Хидэтора засыпает прямо перед гостями. После пробуждения от кошмара он созывает собрание с участием Аябэ и Фудзимаки, где объявляет о том, что отрекается от власти и передаёт первый (главный) замок и руководство над кланом Итимондзи своему старшему сыну Таро. Второй и третий замок достаются, соответственно, второму сыну Дзиро и младшему сыну Сабуро. За собой же Хидэтора оставляет титул, регалии князя и 30 человек свиты.

Сабуро выступает с резкой критикой действий отца, что воспринимается Хидэторой как непочтительность к нему и зависть к старшим братьям, поэтому Сабуро изгоняется из клана. Сабуро поддерживает вассал дома Итимондзи по имени Танго, за что получает аналогичное наказание. Аябэ отказывается от идеи женитьбы, а Фудзимаки, пораженный манерой поведения и характером Сабуро, разыскивает того и предлагает взять в жены свою дочь и жить на земле Фудзимаки. Танго же отправляется помогать своему сюзерену, несмотря на объявленное изгнание.

Таро под влиянием своей жены Каэдэ начинает притеснять Хидэтору и его слуг. Шут Куями, вторя изгнанному сыну, говорит Хидэторе об ошибочности его решения. После столкновения воинов из двух свит Таро заставляет отца подписать и скрепить кровью официальное отречение от власти в клане. Благодаря увещеваниям генерала Икомы, служащего интересам Таро, Хидэтора соглашается. Хидэтора глубоко оскорблен, он обвиняет Таро в том, что тот пляшет под дудку Каэдэ, поэтому Хидэтора принимает решение уехать во второй замок. Каэдэ, раскрывая нам мотив своих будущих действий, говорит Таро, что рада своему возвращению в замок, потому что она выросла в нём, а Хидэтора уничтожил всех её родственников и захватил замок.