Расизаде, Алирза Абдуллаевич


Алирза́ Абдулла́евич Расизаде́ (азерб. Əlirza Rasizadə, 1884–1923) – азербайджанский просветитель и памфлетист начала XX века. Революционер и активный участник советизации Закавказья, комиссар Азревкома в Нахичевани. Народный комиссар просвещения Нахичеванской АССР (1920). Член АзЦИК (1921–1923) и государственный деятель Азербайджанской ССР. Брат азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида Расизаде.

Алирза Расизаде родился в 1884 году в городе Нахичевань-на-Араксе в семье исламского священнослужителя Абдуллы Раси-заде (первого носителя этой фамилии).[1] В 1877 году гаджи-молла Абдулла переехал из родного селения Шахтахты в город Нахичевань, где у него родились трое сыновей – основателей известного нахичеванского рода Расизаде, давшего Азербайджану ряд выдающихся деятелей, в том числе великого драматурга Гусейнa Джавида и премьер-министра Артура Расизаде. Алирза был младшим из трёх братьев, которые отождествлялись в азербайджанской литературе как с тремя направлениями развития общественно-политической мысли, так и с тремя течениями в эволюции национальной культуры, поскольку старший из них (шейх Мухаммед) получил персидское образование в Тегеране, средний (Гусейн-Джавид) – турецкое в Константинополе, а младший (Алирза) – русское в Горийской семинарии, что и предопределило их мировоззрение.[2] Соответственно сложились и сложные взаимоотношения этих братьев, представлявших собою три классовые идеологии в азербайджанском обществе начала XX века: исламское духовенство (шейх Мухаммед), национальную буржуазию (Гусейн Джавид) и борьбу за социальную справедливость (Алирза Расизаде).[3]

В Нахичевани учителем Алирзы (в прямом и переносном смысле этого слова) был выдающийся азербайджанский сатирик Джалил Мамедкули-заде, который научил его на конкретных примерах окружающей действительности критически воспринимать устоявшиеся исламские традиции, обычаи и образ жизни, господствовавшие в тогдашнем азербайджанском обществе.[4] В то время как Алирза, под влиянием Мамедкули-заде, подвергал критике устройство и понятия окружающего мусульманского общества, его братья, отучившиеся в Персии и Турции, пошли иным путём. Шейх Мухаммед, получивший теологическое образование в Тегеране, возглавил местную мусульманскую общину, а Гусейн Джавид, получивший литературное образование в Константинополе, проповедовал в своих произведениях идеи панисламизма и пантюркизма.[5] Это не могло не приводить к постоянным идеологическим стычкам, словесным перепалкам и раздорам в отцовском доме, а в итоге к отчуждённости между тремя братьями Расизаде. Алирза обличал мракобесие и мусульманщину, в то время, как его родной брат возглавлял мусульманскую общину, и призывал к европеизации через русскую культуру, в то время как другой его брат воспевал идеи панисламизма и пантюркизма.[6]