Ревность Барбулье (пьеса)


«Ре́вность Барбулье́» (фр. La Jalousie du barbouillé) — одноактный фарс Мольера, написанный предположительно в 1653 году. Дата и место первого представления неизвестны, в Париже игралась с 1660 г. Это один из многочисленных фарсов, сочинённых и сыгранных Мольером во время его странствий по французской провинции (1645—1658), и один из двух, сохранившихся до наших дней в рукописных копиях XVIII века.

Персонажи фарса типичны для французского площадного театра XVII века и происходят из комедии дель арте. Так, барбулье (фр. barbouillé - запачканный) называли актёров, не носивших маски, а вместо этого мазавших лицо муко́й, а толстая служанка Като́ (фр. Cathau, Cathos), которую традиционно играли мужчины, в 1688 г. стала героиней музыкального дивертисмента Андре́ Филидо́ра «Свадьба толстухи Като» (фр. Le Mariage de La Grosse Cathos). Имя персонажа Горжибюса является сценическим псевдонимом актёра Франсуа Бедо́, игравшего эту маску в труппе Мольера. Этот же персонаж появляется также в фарсах Мольера «Летающий лекарь», «Горжибюс в мешке», «Сганарель, или Мнимый рогоносец» и «Смешные жеманницы». Персонаж Доктор, как он представлен в этом фарсе, является неизменённой маской итальянской комедии дель арте.

Сюжет фарса основан на 4-й новелле 7-го дня «Декамерона» Джованни Боккаччо, и, скорее всего, был заимствован Мольером из итальянского площадного фарса «Ревнивый крестьянин».