Религиозный экстаз


Религиозный экстаз — разновидность экстаза, связанная с религиозными верованиями. Относится к изменённым состояниям сознания и нередко сопровождается видениями и мистическим опытом[1]. Как и другие формы экстаза, характеризуется нарушением контакта с внешним миром и повышением настроения вплоть до эйфории.

Хотя такие переживания обычно кратковременны[2], существуют документальные свидетельства того, что они могут длиться несколько дней и даже дольше. Кроме того, есть описания людей, которые на протяжении жизни многократно испытывали экстаз.

Термин «религиозный» в данном контексте означает, что данный опыт связан с религиозной деятельностью или трактуется с точки зрения той или иной религии. Журналистка Марганита Ласки  (англ.) в своем исследовании «Экстаз в религиозном и светском опыте», впервые опубликованном в 1961 году, отмечает:

Мистические переживания, такие как экстаз, часто описываются с помощью различных эпитетов. Однако эти эпитеты не всегда чётко разграничены, что приводит к путанице. Например, один и тот же опыт может называться «природным», «религиозным», «эстетическим», «неоплатоническим» и т. д. В некоторых случаях название дается по фактору, который вызвал этот опыт, а в других — по убеждению в его истинности.

Йога предлагает методы достижения состояния экстаза, известного как самадхи . Практики йоги считают, что существует несколько ступеней экстаза, высшей из которых является nirvikalpa samāpatti. Бхакти-йога же в особенности фокусируется на экстазе как одном из плодов своей практики.

В буддизме, особенно в Палийском каноне, описаны восемь состояний транса, также называемых поглощением. Первые четыре из них относятся к Рупа, или материальным состояниям. Следующие четыре — к Арупа, или нематериальным. Эти восемь состояний представляют собой предварительные трансы, ведущие к конечному освобождению. Согласно Висуддхимагге, для достижения первого погружения требуются огромные усилия и годы непрерывной медитации. Не все люди в принципе способны его достичь.