Висуддхимагга


«Висуддхимагга» (пали: IAST: visuddhimagga) или «Путь очищения» — палийский трактат самого крупного тхеравадинского мыслителя Буддхагхоши. Написан в V веке н. э. на Шри Ланке. Он считается наиболее значимым текстом вне канона Трипитаки, а также полным и последовательным истолкованием Трипитаки. Во многом классический вид тхеравады обязан работе Буддагхоши, так как в ней отражена наиболее классическая форма тхеравады.

Под очищением в «Висуддхимагге» понимается пробужденное состояние сознания — нирвана. Процесс очищения является основой практики. Очищение — один из трех компонентов практики наравне с медитативной концентрацией (самадхи) и проницательностью (джняна). Все три части связаны между собой, развитие одной из них приводит к развитию двух других. Особенно важна подготовка к медитации. Здесь затрагивается вопрос о своде правил поведения (Виная): более строгие предписания для монахов и менее строгие для мирян. Сущность практики чистоты заключается помимо всего прочего в подготовке к медитации и исключения в дальнейшем ненужных и отвлекающих мыслей. Кроме того, «Висуддхимагга» содержит ряд указаний на привязанности, препятствующие практике, а также о пользе сангхи как важном условии практики.

Переходя ближе к практике, подробно разбираются объекты. Так как внимание обычного человека не сфокусировано и мысли носят блуждающий характер, то предлагается выбрать один конкретный объект с тем, чтобы концентрировать внимание на нем одном. Объекты также имеют свою классификацию и в соответствии со своим темпераментом для конкретно человека подбирается наиболее подходящий. Кроме того, Буддхагхоша подчеркивает важность фигуры учителя. При этом учитель не ответственен за ученика, он лишь его друг и проводник на пути, здесь важны его заслуги в практике и его правильные советы. «Висуддхимагга» последовательно описывает, что происходит с медитирующим в процессе практики, его состояния и ощущения. Также предупреждается о сложностях. Так, например, страшные видения какого-нибудь ужасного зверя могут привести к помешательству людей с неустойчивой психикой. Но, продолжая путь, медитирующий должен стараться выйти за пределы всяких образов.