Религия Карфагена


Религия Карфагена, пуническая религия[1] — прямое продолжение политеистической финикийской религии Леванта со значительными изменениями[2]. Существуют разногласия относительно практики искупительных жертвоприношений детей в КарфагенеПерейти к разделу «Детские жертвоприношения».

Карфаген унаследовал основы религии из Финикии. Верховной парой богов были Танит и Баал-Хаммон[3], они считаются наиболее типичными фигурами карфагенского пантеона[4]. Богиня Астарта была очень популярной в ранний период. В разгар своей космополитической эры пантеон Карфагена состоял из большого количества божеств из соседних цивилизаций Греции, Египта и городов-государств этрусков.

Особым почётом пользовались покровитель городa Тира — Мелькарт, бог врачевания Эшмун и Анат[5], сестра и возлюбленная бога Балу. Для отправления культов у каждого божества имелся свой храм. Особенностью религиозного мировоззрения карфагенян было то, что даже при отправлении культов богов не называли собственными именами, а их имена заменяли на «господин», «богиня», «покровитель», «защитник» и подобные[3].

Сохранившиеся пунические тексты рассказывают об организованном сословии храмовых жрецов и прислужников, которые выполняли различные функции за разные цены. Жрецы, в отличие от остального населения, были гладко выбриты. В первые века Карфагена ритуальные празднования включали в себя ритмические танцы, унаследованные от финикийской традиции. Жречество не являлось наследственной кастой, но на практике сан жреца часто переходил от отца к сыну.

Известняковые циппусы и стелы — характерные памятники пунического искусства и религии. Они находятся по всему западному финикийскому миру, непрерывно и исторически, и географически. Большинство из них были созданы над урнами с прахом жертв, которые были помещены в святилищах под открытым небом. Некоторые карфагенские клятвенные стелы (некоторые из них — в египетском стиле) изображают жреца, держащего ребёнка. По крайней мере одна из них интерпретируется как жертвоприношение живого ребёнка. Идентификация ребёнка остается под вопросом.

Одна из самых важных стел — Марсельский жертвенный тариф, найденная в марсельском порту, изначально находилась в храме Баал-Цафона в Карфагене. Тариф упорядочивает платежи жрецам за жертвоприношения и описывает свойства жертв[6]. Все жертвы — животные-самцы, и Порфирий полагает[7], что финикийцы не приносили в жертвы или не ели животных женского пола[8].