Гуттузо, Ренато


Рена́то Гутту́зо (итал. Renato Guttuso; 26 декабря 1911[1][2][…], Багерия, Сицилия — 18 января 1987[3][4][…], Рим) — итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962). Один из создателей нового фронта искусств[6].

Родился в семье землемера Джоакино Гуттузо Фазуло. Первые уроки рисования получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо. В 1931 году Гуттузо участвует в Куадриенналле — проходящей раз в четыре года выставке итальянских художников в Палермо, где две его картины были отмечены критикой. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Работал реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности. Входит (1938) в арт-объединение «Корренте» («Течение»), издающее одноименный литературно-художественный журнал. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956 — в ЦК Компартии).

В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений — «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Картина перекликается с «Герникой» — в центре композиции фигура лошади — прямая цитата шедевра Пикассо[7]. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга.

В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками Гуттузо учредил группу Нео-кубиста

В 1946 году он был одним из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti). «Новый фронт искусств» объединял художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей. В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения. Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» писал:

Гуттузо — страстный человек, настоящий южанин. До сегодняшнего дня ищет себя: хочет сочетать правду с красотой, а коммунизм с тем искусством, которое любит; он восторженно расспрашивал о Москве и богомольно смотрел на Пикассо; писал большие полотна на политические темы и маленькие натюрморты (особенно увлекала его картошка в плетёной корзине)[8].