Рео, Луи


Луи́ Рео́ (фр. Louis Réau; 1 января 1881, Пуатье — 10 июня 1961, Париж) — французский историк искусства, специалист по русскому, французскому и средневековому искусству, представитель иконографического метода. Первый директор Французского института в Санкт-Петербурге.

Луи Рео родился в 1881 году в Пуатье. Окончил Высшую нормальную школу в Париже, где изучал германистику. Позднее также посещал курсы русского языка в Национальном институте восточных языков и культур[1][2][3]. Впоследствии он станет полиглотом; по воспоминаниям Жермена Базена, Рео утверждал, что владеет всеми европейскими языками за исключением болгарского и португальского[4].

С 1908 по 1911 год Рео преподавал сравнительное литературоведение в университете Нанси[5]. К этому периоду относятся его первые искусствоведческие труды — «Art français sur le Rhin au XVIII siècle» (1908) и «Primitifs allemands» (1910)[2].

После заключения союза между Францией и Россией, в период интенсивного развития культурных связей между обеими странами было принято решение о создании Французского института в Санкт-Петербурге. Первым директором института стал в 1911 году Луи Рео[4]. Организованные им курсы, предназначенные для россиян, владеющих французским языком, включали два цикла: «История французской литературы» и «История цивилизации и искусства»[6]. Кроме того, по его инициативе и при поддержке русских художников — Льва Бакста, Александра Бенуа, Игоря Грабаря и др. — состоялась выставка «Сто лет французского искусства (1812—1912)», ставшая самой масштабной выставкой французского искусства, когда-либо осуществлённой за пределами Франции[2][7].

В 1913 году Рео покинул Французский институт, а на его место был назначен Жюль Патуйе[7]. В 1914 году он был мобилизован на фронт в звании лейтенанта; служил переводчиком с русского и немецкого языков. В 1917 году, получив звание капитана, возглавил русскую пресс-службу при военном министерстве[5].

По окончании войны Рео преподавал во французских институтах за рубежом; в 1922 году он получил степень доктора филологических наук[4][5]. Тогда же он начал работу над монографией «История влияния французского искусства» (Histoire de l’expansion de l’art français), выходившей в 4 томах с 1923 по 1934 год[4][8]. В 1922 году была завершена его двухтомная «История русского искусства», ставшая одной из первых монографий о русском искусстве на французском языке[8][1]. В ней он, по характеристике Е. Е. Климова, «отдаёт дань уважения древней русской архитектуре и иконописи», однако русскую живопись находит «ещё недостаточно выразившейся»[9].