Репортаж


Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Марина Леско считает, что в жанре репортажа выступил библейский Хам, рассказав с позиции очевидца о своём отце[1]. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные[2], хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа.

Написать текст к видеосюжету — не значит просто должным образом соотнести слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно.

Стендапом на отечественном ТВ называют работу в кадре, как правило, на фоне описываемых событий. Стендапы подразделяются на три категории:

В журналистике всё начинается именно с репортажа: редактор готовит публикацию/сюжет после того, как репортёр «собрал урожай новостей»[4]. Подчёркивается, что репортёры[4]

обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.