Риме


Риме (тиб. རིས་མེད་, Вайли ris med, «не имеющее уклона», «несектантское») — обновленческое движение[1] в тибетском буддизме, выступающее против сектантства и стремления обеспечить превосходство отдельных направлений буддизма, вместо этого стремящееся к возрождению всех учительских традиций (ньингма, сакья, кагью), а также к формированию беспристрастного отношения ко всем учениям, в том числе небуддистской религии бон[2]. Сложилось в XIX веке в Восточном Тибете и нашло выражение в проповеднической деятельности, а также в письменных трудах ряда выдающихся учителей: Джамьянга Кхьенце Вангпо, Джамгона Конгтрула, Чогьюра Дэчен Лингпу, Мипама Гьяцо. Одна из особенностей обучения этими мастерами состояла в возрождении интереса к индийским источникам тибетского буддизма в качестве единой основы.

Большинство буддологов характеризует Риме как «эклектичное движение»[3][4][5], хотя существует иная точка зрения, в соответствии с которой движение Риме не эклектично, а универсально и многосторонне[6]. Рингу Тулку, один из наиболее известных представителей Риме, делает особый акцент на том, что основатели движения не считали его новым учением[7]. Это просто подход, предоставляющий свободу выбора, которая существовала на протяжении всей истории тибетского буддизма. Теоретические и практические элементы различных школы и линий передачи использовались кармапами, далай-ламами, главами линии передачи сакья, видными представителями школ ньингма и кагью, а также Чже Цонкапой.

Основателями движения Риме были Джамьянг Кхьенце Вангпо и Джамгон Конгтрул, которые принадлежали к различным школам (эпитеты Джамьянг и Джамгон указывают на то, что они считаются эманациями Манджушри[8]). Джамгон Конгтрул представлял традиции ньингма и кагью, а Джамьянг Кхьенце — сакья. В их время школы тибетского буддизма были крайне изолированы, поэтому Джамгон Конгтрул и Джамьянг Кхьенце стремились к активизации диалога между различными линиями[9].

Движение Риме стало известно в тибетской истории в момент, когда религиозный климат стал в высшей степени нетерпимым[10]. Цель движения состояла в том, чтобы «привести на нейтральную полосу, где разнообразные взгляды и методы различных традиций ценились бы за их индивидуальный взгляд, а не отвергались, маргинализировались или запрещались»[10]. Многие учения различных школ оказались на грани исчезновения, и движение постаралось их сохранить[10]. При этом движение Риме не смешивало их, а признавала индивидуальную неприкосновенность каждого учения[10].