Римская школа (изобразительное искусство)


Римская школа (итал. Scuola Romana или итал. Scuola di via Cavour; Школа Виа Кавур) — художественное движение XX-го века, основанное группой художников-экспрессионистов. Получило популярность среди двух поколений художников Италии: впервые между 1928 и 1945 годами, и во второй раз — в середине 1950-х годов.

В ноябре 1927 года супруги, художники Антониетта Рафаэль и Марио Мафаи, поселились в доме № 325 на виа Кавур в савойском дворце. Позже, в 1930 году, дворец был снесён для постройки Виа деи Фори Империали. Художники переоборудовали одну из самых больших комнат в студию.

В течение короткого времени эта студия стала популярным местом встречи римской интеллигенции. Среди частых участников этих встрче были писатель Энрико Фальки, поэты Джузеппе Унгаретти, Либеро де Либеро, Леонардо Синисгалли, а также молодые художники Сципионе, Ренато Марино Маццакурати[1] и Коррадо Кальи.

Сотрудничество художников в студии на виа Кавур было вызвано не какими-либо художественными манифестами, а скорее дружбой, культурным синтезом и необычайным изобразительным единством. Своей твёрдой приверженностью европейскому экспрессионизму они, формально, противопоставили его живописи неоклассического характера, продвигаемой «Возвращением к порядку» в 1920-х годах, которое особенно было сильно в Италии после Первой мировой войны.

Первое определение этой художественной группы принадлежит Роберто Лонги, который написал о них в газете «Литературная Италия» от 7 апреля 1929 года:

[это] эксцентричное и анархоидное искусство, которое вряд ли может быть нами принято, но оно всё же является заметным символом сегодняшних нравов.