Рио-Нитерой


Мост имени Президента Коста-и-Силвы, или Рио-Нитеро́й (порт. Ponte Presidente Costa e Silva, Ponte Rio-Niterói) — автодорожный мост через залив Гуанабара, соединяющий муниципалитеты Рио-де-Жанейро и Нитероя в Бразилии. Является частью шоссе BR-101. Ежедневно по мосту проезжает более 150 тысяч единиц транспорта[1]. Проезд по мосту платный.

Проектирование и строительство моста имело большое значение для развития мирового мостостроения. На момент окончания строительства центральный судоходной пролёт был самым большим в мире среди стальных балочных мостов[2]. Является крупнейшим мостом из предварительно напряженного железобетона в Южном полушарии[3]. Общая протяженность мостового перехода составляет около 13 км, это одно из крупнейших транспортных сооружений Бразилии[4].

Начиная с 1878 года было составлено несколько проектов строительства моста или туннеля для соединение Рио-де-Жанейро и Нитероя, однако по разным причинам ни один из них не был реализован[5].

В 1963 году была создана рабочая группа для изучения проекта строительства моста. 29 декабря 1965 года был сформирован исполнительный комитет для управления программой строительства мостов, которым руководил министр транспорта Марио Андреацца[6]. Проект моста через Рио-Нитерой был подготовлен консорциумом из двух компаний. Бразильская фирма Noronha Engenharia подготовила проект подходов к мосту в Рио-де-Жанейро и Нитерое, а также железобетонную часть моста. Американская фирма Howard Needles Tammen and Bergendoff International разработали участок стальных судоходных пролетов, включая фундаменты и опоры. Инженерами, ответственными за проект бетонного моста, были Антониу Алвес де Норонья Фильо и Бенджамин Эрнани Диас, а инженером, ответственным за стальной мост, был Джеймс Грэм[7].

23 августа 1968 года президент Бразилии Артур да Коста-и-Силва подписал указ о строительстве моста. 9 ноября 1968 года состоялась официальная церемония закладки моста, на которой присутствовала королева Великобритании Елизавета II и принц Филипп. Строительные работы начались в январе 1969 года. В строительстве моста принимали участие промышленные и строительные фирмы Англии, Италии, США, Франции, Швеции и Канады[4]. Контракт на бетонные работы получил консорциум Consórcio Construtor Rio-Niterói[8].

В 1971 году из-за задержки в работах контракт был расторгнут и строительство стало ответственностью нового консорциума Consórcio Construtor Guanabara Ltda., состоящего из строительных компаний Construções e Comércio Camargo Corrêa Ltda., Construtora Mendes Júnior S.A. и Construtora Rabello S.A.[7] Этот консорциум отвечал за бетонные работы. Строительство стальных конструкций осуществлялось Cleveland Bridge & Engineering Company и Redpath Dorman Long совместно с бразильским Montreal Engenharia[9].