Рисер-Ларсен, Яльмар


Яльмар Рисер-Ларсен (норв. Hjalmar Riiser-Larsen, 7 июня 1890 — 3 июня 1965) — норвежский авиатор и полярный исследователь, один из создателей современных ВВС Норвегии.

Яльмар Рисер-Ларсен родился в Осло, в возрасте 19 лет он поступил в Военно-морскую академию в Бергене, которую окончил в офицерском звании. С 1915 года он служил на военно-морском флоте, в Первой мировой войне участия не принимал, так как Норвегия объявила о своём нейтралитете. После войны Рисер-Ларсен был назначен руководителем предприятия по строительству самолётов для морской авиации, через два года его сменил на этом посту другой офицер. Рисер-Ларсен в 1921 году сдал экзамены на лицензию пилота и перешёл на работу в военное министерство, одновременно время от времени выполняя коммерческие рейсы.

В 1925 году уже знаменитый Руаль Амундсен предложил Рисер-Ларсену, как одному из опытнейших норвежских пилотов, принять участие в перелёте на Северный полюс. В экспедиции Амундсена и Эллсворта Рисер-Ларсен пилотировал один из двух самолётов Dornier Wal, на борту каждого из которых находилось по три человека[1]. Экспедиция стартовала 21 мая из Конгсфьорда на Шпицбергене. Через три часа после вылета у самолёта Рисер-Ларсена N-25 возникли неполадки и потребовалось совершить посадку. Рисер-Ларсен посадил самолёт без больших осложнений, однако второй самолёт N-24, севший неподалёку, получил более серьёзные повреждения. Это произошло на 87°44′ с. ш. 10°30′ з. д.HGЯO, в 136 морских милях от полюса[2]. В течение 26 дней шесть участников экспедиции ремонтировали самолёт N-25 и расчищали взлётную полосу во льдах, которая снова и снова становилась непригодной из-за подвижки льдов[1], пока 15 июня не удалось взлететь. Через семь часов самолёт Рисер-Ларсена со всеми членами экспедиции на борту вернулся на Шпицберген. Несмотря на то, что цель — Северный полюс — не была достигнута, перелёт Амундсена и Эллсворта стал сенсацией, так как ни один самолёт ранее не достигал такой широты и не летал в таких исключительных погодных условиях[2].