Сиодмак, Роберт


Роберт Сио́дмак (или Сьодмак; англ. Robert Siodmak; нем. Robert Siodmak; 8 августа 1900 — 10 марта 1973) — немецкий и американский кинорежиссёр, более всего известный своими фильмами нуар 1940-х годов.

Сиодмак зарекомендовал себя как «мастер напряжённых криминальных фильмов, который в середине 1940-х годов применил свою немецкую чувствительность к серии изысканных по стилю голливудских триллеров»[4]. В своём творчестве он «успешно сочетал технику немецкого экспрессионизма с современными стилями американского кино, в особенности, с нуаром, создав целую серию мрачных, порою страшных и всегда запоминающихся фильмов»[5].

«Карьера Роберта Сиодмака — одна из самых недооценённых и непонятых в истории Голливуда… Среди поклонников кино, особенно тех, кто высоко ценит нуаровые триллеры, Сиодмак считается ведущим архитектором этого жанра. Ни один другой режиссёр не создал столько качественных фильмов нуар, как Сиодмак… К его наиболее значимым фильмам нуар относятся „Леди-призрак“, „Странное дело дяди Гарри“, „Винтовая лестница“, „Убийцы“, „Тёмное зеркало“, „Плач большого города“, „Крест-накрест“ и „Дело Тельмы Джордон“»[6]. В общей сложности он поставил 12 фильмов нуар, больше чем любой другой режиссёр.

Карьера Сиодмака особенно блистала в короткий десятилетний промежуток с 1943 по 1953 год, и «именно отрезок времени является зенитом нуарового цикла. Конечно, его работа в этот промежуток была очень плодотворной, но то обстоятельство, что он так и не вышел за рамки жанра нуар, для многих стало основанием поставить под сомнение его режиссёрское дарование»… Но «если он и не смог раздвинуть вширь свой режиссёрский диапазон, то смог создать режиссёрскую глубину нуарового цикла, не имеющую себе равных в истории Голливуда»… «Сиодмак поставил несколько фильмов, которыми восхищаются многие критики, тем не менее, его фильмы редко попадают в списки лучших картин всех времён», во многом потому, что «его карьера развивалась параллельно с карьерой затмившего его Альфреда Хичкока»[6].

В 1946 году три фильма Сиодмака были удостоены номинаций на «Оскар» в различных категориях: актриса Этель Берримор — за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Винтовая лестница», сам Сиодмак — за режиссуру фильма «Убийцы», Владимир Познер — за оригинальную историю фильма «Тёмное зеркало». Кроме того, за фильм «Убийцы» номинации на Оскар получили: Энтони Вейлер — за сценарий, Миклош Рожа — за музыку и Артер Хилтон — за монтаж[6]. В 2008 году фильм «Убийцы» был включён в Национальный реестр фильмов, выбранных Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса.

Сиодмак считается актёрским режиссёром, он открыл зрителю Берта Ланкастера, и смог раскрыть потенциал таких актрис, как Ава Гарднер, Оливия де Хавилланд, Дороти МакГуайр, Ивонн де Карло, Барбара Стэнвик и Элла Рейнс[7].