Робигалии


Робигалии (лат. Robigalia) — праздник в древнеримской религии, отмечавшийся 25 апреля и названный в честь сельскохозяйственного божества Робига. Основным его ритуалом было принесение в жертву собаки для защиты зерновых полей от болезней. Также проводились игры (ludi) в форме «больших и малых» гонок колесниц[1]. Робигалии были одним из нескольких сельскохозяйственных праздников в апреле, чьей задачей было славить и наполнять жизнью новый сезон роста[2], но мрачное жертвоприношение во время этого события также было проникнуто страхом неурожая и потребностью в божественной милости, чтобы избежать его[3].

Робигалии проводились на границе Римского поля (Ager Romanus)[4]. Веррий Флакк сообщал, что их празднуют в роще (lucus) у пятого мильного камня от Рима вдоль Via Claudia[5]. Празднество включало в себя игры и жертвенное подношение крови и внутренностей недоношенного щенка (catulus)[6]. Большинство жертвоприношений животных в публичной религии древнего Рима оканчивалось общей трапезой и включало домашних животных, чьё мясо было обычной частью римской диеты[7]; собака чаще всего становилась жертвой в магических и частных обрядах Гекаты и других хтонических божеств[8], однако также её публично приносили в жертву на Луперкалиях[9] и в двух других церемониях жертвоприношений, касавшихся зерновых культур[10].

Как и многие другие аспекты римского права и религии, учреждение Робигалий приписывалось сабину Нуме Помпилию[11][12] — на одиннадцатом году его правления как второго царя Рима[13]. Совместное присутствие Нумы и фламинов Квирина, сабинского бога войны, отождествляемого с Марсом[14], может свидетельствовать о сабинском происхождении праздника[15].

Учёный поздней Республики Варрон писал, что Робигалии были названы в честь бога Робига (Robigus)[16], который, как нумен (персонификация) сельскохозяйственных болезней, мог и предотвращать их[17]. Таким образом, он был потенциально злым божеством, которое следовало умиротворять, как отмечал Авл Геллий[18]. Однако пол этого божества неясен[19]. Писавший о сельском хозяйстве Колумелла приводит его имя в женской форме, как Робиго (Robigo), называя его тем же словом, что использовалось для обозначения одной из форм бурой ржавчины пшеницы[20], которая имеет красноватый или красновато-коричневый цвет[21]. И Робиг, и Робиго также встречаются в форме Rubig-, которую, в духе античной этимологии через ассоциации[22], объясняли связью с красным цветом (ruber) через гомеопатическую или симпатическую магию. Ржавчина была красноватой, у подходящих щенков (или иногда сук) была рыжая («красная») шерсть[23], красный цвет крови напоминает о специфически римском боге Марсе — покровителе земледелия и кровопролития[24].