Нимье, Роже


Роже́ Нимье́ (фр. Roger Nimier; 31 декабря 1925, Париж — 28 сентября 1962, Гарш) — французский писатель, журналист и сценарист. Считался лидером литературной группы «Гусары», получившей название по самому известному роману Нимье «Голубой гусар».

Роже Нимье родился в 1925 году в Париже. Его отец был инженером; мать получила музыкальное образование[1]. Семья жила в XVII округе Парижа. Отец умер, когда Роже было 14 лет[2].

Роже учился в лицее имени Пастера в Нёйи и был одним из лучших учеников[2]. В 1942 году поступил в Сорбонну; в 1944 году ушёл добровольцем на фронт и служил во Втором гусарском полку[2][3].

Первый роман Нимье, L'Étrangère, близкий по стилю к произведениям Кокто и Жироду, был опубликован лишь после смерти автора[2]. Первым напечатанным произведением Нимье стал роман «Шпаги» (1948), в котором Франция периода немецкой оккупации и Сопротивления показана глазами циничного и беспринципного Франсуа Сандера[3][4].

В 1950 году вышли сразу три произведения Нимье: эссе «Испанский гранд» (Le Grand d’Espagne) и романы «Вероломный» (Perfide) и «Голубой гусар» (Le Hussard bleu). Последний, представлявший собой продолжение «Шпаг», имел огромный успех и прославил своего автора[3][5][6]. В 1951 году был опубликован роман «Грустные дети», портрет поколения, имеющий в то же время автобиографические черты, а в 1953 — «История одной любви»[6][5]. После этого Нимье перестал писать. В письме Жаку Шардону[англ.], которого считал своим литературным учителем, он писал: «Клянусь больше не печатать романов в течение десяти лет»[7][8].

В 1952 году в журнале Les Temps Modernes появилась статья Бернара Франка[англ.], озаглавленная «Grognards & Hussards». «Гусарами» — по названию романа «Голубой гусар» — Франк назвал группу писателей послевоенной Франции, в числе которых были Роже Нимье, Антуан Блонден и Жак Лоран[9]. Впоследствии словечко «гусары» стало самоназванием группы, к которой примкнули также Франсуа Нурисье, Мишель Деон, Стефан Эке[фр.]. Члены этой во многом противоречивой группы утверждали аполитичность литературы, но в то же время примыкали к правому лагерю; выступали за чистоту языка и стиля, находясь вместе с тем под влиянием стилистики Селина[10]. Лидером «гусаров» был признан Нимье; после его смерти группа перестала существовать[11].