Розетти, Антонио


Франческо Антонио Розетти ( итал. Francesco Antonio Rosetti, собственно нем. Franz Anton Rössler или Rösler, чеш. František Antonín Rössler; ок. 1750, Ляйтмериц (ныне Литомержице), Богемия — 30 июня 1792, Людвигслюст, Мекленбург) — немецкий композитор и контрабасист чешского происхождения.

Точная дата и место рождения Антонио Розетти неизвестны. Учился у иезуитов, в пражской семинарии, где и получил музыкальное образование; готовился стать священником. В 1773, после запрета иезуитского ордена, покинул Богемию, взял итальянизированное имя и поступил на службу к князю Эттингер-Валлерштайн в его имение под Аугсбургом, играл на контрабасе в маленьком оркестре князя, в 1774 году получил звание придворного музыканта. В 1776 написал реквием на смерть жены князя. В 1781 прожил пять месяцев в Париже, где его сочинения активно публиковались и исполнялись. В 1789 перешёл на службу к герцогу Мекленбург-Шверинскому.

В феврале 1792 года прусский король Фридрих Вильгельм II пригласил Розетти в Берлин; однако в столицу Пруссии композитор прибыл уже тяжело больным и умер несколько месяцев спустя.

Наследие Розетти включает в себя более 400 сочинений. Он является автором 44 симфоний, инструментальных концертов, вокальных сочинений. Наиболее известны его концерты для валторны с оркестром, ставшие моделью для моцартовских сочинений. Реквием Розетти со специальными дополнениями при большом стечении народа (примерно 4000 человек) исполнялся 120 музыкантами в Праге на девятый день после смерти Моцарта[1]. Концерты Розетти знал и пропагандировал Йозеф Гайдн.

Многие сочинения Розетти были очень популярны при его жизни и изданы тогда же. В конце XX века, когда его творчество было вновь открыто, начали появляться современные переиздания. Большую проблему составляет определение авторства многих произведений, часто имя Розетти ставится потому, что он является самым возможным автором, но уверенности в атрибуции ему это не прибавляет.

Тематических каталогов Розетти два, на старый ссылаются всё ещё очень часто. Нумерация поэтому обычно даётся двойная, первая цифра — по Мюррею, вторая — по Каулу. Например, симфония (№ 39) соль минор обозначается A42/I:27 или (полно) Murray A42/Kaul I:27.