Розничная торговля в России


Розничная торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономического роста экономики страны с момента начала экономических реформ и либерализации рынка в конце 1980-х годов, хотя розничная торговля существовала как в СССР, так и царской России. С началa 2000-х годов главным катализатором роста современной розницы является рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях[1].

В связи с начавшимся в 2014 году экономическим кризисом, розничная торговля в России на протяжении 2-х лет переживала спад.[2]

В 2015 году объём оборота розничной торговли в России составил 28,137 трлн руб.[3] по данным Росстата.

В 2010 году по объёмам оборота розничного рынка Россия занимала 8-е место в мире с долей порядка 2 % мировой розницы. В Европе российский рынок (326,7 млрд. евро) в 2010 году занимал 4-ю позицию после Франции (399,5) , Германии (398,0) и Великобритании (343,3)[4].

В 2012 году оборот розничной торговли в России составил 21 трлн 319,9 млрд рублей, что было на (+5,9 %) выше показателя 2011 года[5].

В 2007 году число работников розничного сектора превысило 7 млн человек, а его товарооборот увеличился в шесть раз[источник не указан 3132 дня]. С 1999 по 2007 год производительность труда в российской рознице выросла более чем вдвое — с 15 до 31 % по сравнению с уровнем США. Сохраняющийся разрыв объяснялся более низкой доли современных сетевых форматов, на долю которых в России в 2007 году приходилось лишь 35 % товарооборота и 11 % занятых в секторе[6][неавторитетный источник].