Андерссон, Рой


Рой Андерссон (швед. Roy Andersson, род. 31 марта 1943 года, Гётеборг, Швеция) — шведский кинорежиссёр. Им создано шесть полнометражных художественных фильмов, несколько короткометражных и около трёхсот рекламных роликов.

Во многих отношениях Рой Андерссон — уникальный режиссёр: у него своя продюсерская компания с двумя съёмочными павильонами, монтажной, звукооператорской и кинотеатром, что позволяет ему продюсировать и создавать собственные фильмы. Он работает без сценария и съёмочного графика, снимает большей частью в павильоне.

Удостоен множества международных наград и призов. В 2014 году награждён главным призом Венецианского кинофестиваля, «Золотым львом», за постановку философской драмы «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» — заключительной части трилогии Андерссона о жизненной сущности.

После окончания школы Андерссон хотел учиться в незадолго до этого открытой Киношколе в Стокгольме (в 1970 году она была преобразована в Институт драматического искусства[швед.]), однако туда принимали только тех, кто достиг 24 лет, поэтому он поступил в Университет Лунда, в котором изучал историю драматургии, театра и кино. В 1967 году он поступил в Киношколу[4].

Андерссон начинал карьеру как режиссёр рекламных роликов — и уже первая его работа, реклама дезодоранта, стала обладателем Каннского Льва на фестивале рекламы. Ещё до окончания учёбы в Киношколе он снял свой первый полнометражный фильм — «Шведская история любви». Эта картина в 1969 году была номинирована на «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале.

Из-за финансовых проблем Андерссон снова стал снимать рекламные клипы. Это были необычные рекламные миниатюры, представлявшие собой инсценировки общественных стереотипов в долгих кадрах. Эти ролики были отмечены многими наградами, в том числе восемью Каннскими Золотыми Львами на фестивале рекламы.