Российская империя. Проект Леонида Парфёнова


«Росси́йская импе́рия. Проект Леони́да Парфёнова» — исторический документальный сериал производства телекомпании НТВ, в котором представлен современный взгляд на историю российского государства с 1697 по 1917 год. Автор и ведущий сериала — Леонид Парфёнов[1].

Идея исторического документального проекта у Парфёнова возникла ещё в конце 1990-х годов[2]. Работы над первыми сериями велись ещё с 1999 года. Изначально первую серию хотели показать в сентябре 2000 года, но произошедший 27 августа сильный пожар на Останкинской телебашне, в ходе которого на неделю прекратилось вещание всех центральных каналов, скорректировал планы телеканала[3].

Первая серия фильма вышла в эфир НТВ 5 ноября 2000 года[4], а последняя, 16-я — 31 мая 2003 года. Цикл был приурочен к 300-летию основания Российской империи и к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга[4]. Сериал был впоследствии издан на DVD[5] и VHS[6]. Повтор цикла демонстрировался на НТВ с 17 июля по 29 августа 2004 года в ночной сетке вещания субботы и воскресенья, спустя месяц после увольнения автора и ведущего передачи из телекомпании[7].

Каждая из 16 частей посвящена периоду правления одного или нескольких монархов[8] от Петра I[9] до Николая II. За время работы над циклом съёмочная группа побывала в 65 городах[10]. Дольше всего она останавливались в городах Германии, откуда происходят русские царицы. В цикле были показаны уникальные места, где прежде никогда не бывала телекамера: «от польской деревни на пути Петра Великого до крыши Эрмитажа»[11]. Авторы проекта сознательно отказались от формата «занудной исторической лекции» — через века и границы Парфёнов в свойственной ему манере дерзко обращается непосредственно к материалу, ставшему достоянием истории[12][13]. Все исторические свидетельства за кадром озвучивали народная артистка России Алла Демидова[14] и тележурналист Елизавета Листова[15].

Как и в других авторских проектах Леонида Парфёнова, в «Российской империи» широко используются современная на момент выхода компьютерная графика, а также спецэффекты, анимация и виртуальные географические карты[16].

Телесериал был положительно встречен многими зрителями. В частности, телекритик Арина Бородина отмечала, что проект можно отнести к числу ярких, потому что «ничего подобного и похожего по форме и по стилю ранее на телевидении не было»[17].