Российское продовольственное эмбарго (с 2014)


Российское продовольственное эмбарго — запрет ввоза в Россию с 2014 года «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению»[1]. Эмбарго вводилось в три этапа: с 2014 года — в отношении стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии, с 2015 года — в отношении Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории, с 2016 года — в отношении Украины.

У большинства стран, попавших под эмбарго, агропродовольственный экспорт незначительно сократился (у некоторых значительно)[⇨].

В России позитивными последствиями введения эмбарго стали активный рост сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности (в частности, выросло производство мяса, молочных продуктов, овощей, зерновых)[⇨], а также снижение зависимости от агропродовольственного импорта[⇨]. При этом некоторое время замечался рост розничных цен на пищевые продукты[⇨], незначительно увеличилось использование заменителей при производстве продуктов питания (пальмового масла, сухого молока)[⇨], а также реэкспорт запрещённой продукции из третьих стран (например, яблок из Белоруссии[⇨], молочной продукции из Сербии[⇨]). От эмбарго также выиграли принадлежащие Дании Фарерские острова, которые нарастили поставки в Россию рыбной продукции[⇨].

В январе 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», которая в качестве одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности определяла «устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны».[2] Академик РАН В. В. Ивантер в январе 2014 года отмечал, что стране «нужно прежде всего избавиться от критической зависимости от импортного продовольствия (почти 40 %)»[3].

Эмбарго, наряду с иными санкционными мерами, вводилось Россией в отношении стран, введших ограничительные меры против «российских юридических и (или) физических лиц»[1]. 6 марта 2014 года президент США Б. Обама подписал первый документ, который предусматривал введение санкций против лиц, осуществляющих определённые действия на территории Украины, в частности «лиц, которые установили правительство в Крымском регионе без санкции Правительства Украины»;[4][5] впоследствии США и их союзники, в частности страны ЕС, ввели ряд санкций различного характера против политического руководства РФ, российских должностных лиц и ведомств, отдельных граждан РФ и Украины, отдельных российских компаний и организаций.