Россия в автоспорте


Россия, несмотря на свой высокий спортивный и инженерно-технический уровень, к началу 2010-х годов не имеет значительных достижений в автомоторных видах спорта. Тремя заметными исключениями являются многолетнее успешное выступление команды «КАМАЗ-мастер» в трансконтинентальных ралли-рейдах и ралли-марафонах, в том числе 15 побед на Ралли Дакар. Роман Русинов стал первым российским пилотом, выигравшим гонку международной серии, победителем международных финалов Рено в 2000 году, победителем 1000 км Ле-Мана на прототипе категории LMP675 (позже преобразовавшейся в LMP2) 2003 года, он так же стал первым россиянином в истории автоспорта, выигравшим международный чемпионат в 2005 году за рулем Ferrari — чемпион международной серии Ле-Ман, опередив в итоговом протоколе чемпиона мира и победителя 24 часов Ле-Мана Стефана Ортелли, в 2005—2006 годах был тест-пилотом команд «Jordan GP» и первой российской команды «MF1 Racing» в чемпионате Формулы-1. В 2009—2011 годах значительно увеличилось число россиян во многих международных автогоночных первенствах, Виталий Петров стал пилотом Формулы-1, Михаил Алёшин стал чемпионом Мировой серии Рено, Николай Фоменко со своим проектом Marussia Motors вошёл в руководящий состав команды Формулы-1 Virgin Racing, Борис Гадасин дважды (в 2007 и 2009 г.г.) выиграл внедорожный Кубок FIA по бахам, был организован новый международный ралли-рейд «Шёлковый путь», было открыто несколько стационарных трасс и подписан контракт на проведение с 2014 года Гран-при России Формулы-1 в Сочи. В настоящий момент лучший результат в Формуле-1 принадлежит Даниилу Квяту, занявшему второе место на Гран-При Венгрии в 2015 году.

До Октябрьской революции автоспорт в Российской империи развивался примерно на том же уровне, что и в других европейских странах. В 1913 и 1914 годах разыгрывался Гран-при России.

В советское время автоспорт получал существенную государственную поддержку[2]. Но, несмотря на то, что моторные виды спорта считались военно-прикладными, уровень советского автомобильного спорта был существенно ниже уровня автоспорта в Западной Европе и США. После вступления СССР в Международную автомобильную федерацию (ФИА) стали проводиться национальный чемпионат Формулы-1. Советская Формула-1 значительно уступала даже уровню западноевропейских первенств Формулы-3 и, кроме названия, практически ничего общего не имела с Чемпионатом мира Формулы-1.