Ротенберг, Евсей Иосифович


Евсе́й Ио́сифович Ротенбе́рг (18 июля 1920, Тула — 15 октября 2011, Москва) — советский и российский искусствовед, один из крупнейших специалистов по истории и теории западноевропейского изобразительного искусства XVI—XVII веков, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы. Доктор искусствоведения (1991), почётный член Российской академии художеств (2008).

Родился 18 июля 1920 года в Туле, в семье бухгалтера. Увлечение изобразительным искусством возникло в результате саморазвития, а не передалось Евсею Ротенбергу от родителей: его отец «принадлежал к такому типу людей, которые совершенно не имеют предрасположенности к восприятию изобразительного», мать была домохозяйкой; в семье, по собственным словам Е. И. Ротенберга, «не было ни книг, ни тем более картин»[1].

В 1938 году Евсей Ротенберг поступил на искусствоведческое отделение Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), где учился у Н. И. Романова, М. В. Алпатова, В. Н. Лазарева. В начале войны трижды пытался призываться в армию, но из-за плохого зрения не был призван и после закрытия института уехал с родителями в эвакуацию. Через год, получив при содействии профессора М. В. Алпатова вызов в Москву, вернулся и продолжил обучение в МГУ имени М. В. Ломоносова[2]. Работал на трудовом фронте[3].

В 1944 году, ещё до окончания университета, Е. И. Ротенберг поступает работать в отдел западноевропейского искусства Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина[3]. Музей стал вторым важным этапом в профессиональном и творческом формировании ученого. Е. И. Ротенбергу выпало участвовать в процессе возрождения музея к нормальной жизни. Именно здесь он впервые вступил в тесный практический контакт с художественными произведениями, постиг многие особенности их музейного существования, в частности науку экспозиции, и навсегда проникся убеждением, что основу искусствознания составляет непосредственное соприкосновение с произведением искусства: памятник — это главный предмет изучения[4]. Это убеждение было подкреплено в связи с культурным событием особого значения: в первые послевоенные годы Музей им. А. С. Пушкина принял на хранение коллекции германских музеев и прежде всего — собрание Дрезденской галереи. Ротенберг был назначен хранителем её экспозиционной части[5]. Позднее Евсей Иосифович дал очень образную оценку музейного этапа на пути становления профессионального искусствоведа: