Ротенштейн, Уильям


Уильям Ротенштейн (англ. William Rothenstein; 29 января 1872, Брадфорд, Англия14 февраля 1945, Лондон, Англия) — британский художник, гравёр и искусствовед. Наиболее известен как военный художник в обеих мировых войнах и как художник-портретист. Более 200 его работ находятся в коллекции Национальной портретной галереи Лондона.

Отец Уильяма, Мориц Ротенштейн, был еврейского происхождения, он эмигрировал из Германии в Англию в 1859 году и устроился на работу в Брэдфорде, где быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность. Вскоре после этого он женился на Берте Дьюкс, дочери местного банкира, выходца из венгерских евреев[6]. В семье было шестеро детей, из которых Уильям был пятым. Два его брата, Чарльз и Альберт, также были активно связаны с искусством. Чарльз, продолживший отцовскую торговлю шерстью, был крупным коллекционером и оставил всю свою коллекцию художественной галерее Манчестера в 1925 году. Альберт был художником, иллюстратором и дизайнером костюмов. С ним, из всех его братьев и сестер, Уильям был особенно близок[7].

Уильям Ротенштейн женился на актрисе Алисе Ньюстаб в 1899 году. У супругов было четверо детей: Джон, Бетти, Рейчел и Майкл. Джон позже получил известность как историк искусств и галерист (он был директором галереи Тейт с 1938 по 1964 годы). Майкл был талантливым гравёром.

Уильям учился в Брэдфордской гимназии, но его талант к изобразительному искусству убедил семью отправить его в 1888 году в Лондон, в школу искусств Слейда[en]. Он проучился там год, его наставником был Альфонс Легро. Затем он уехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Ротенштейн оставался в Париже около трех лет, заводя контакты в среде европейских и американских художников. Совместно с Чарльзом Кондером он снимал студию на Монмартре[8]. Несмотря на то что художник впоследствии уничтожил большую часть работ французского периода, несколько картин сохранились, из них выделяется «Утреннее прощание», выставляемая в Тейт. Она показывает сильное влияние на Ротенштейна изображений бедняков Пюви де Шаванна, которыми тот восхищался в Англии, а затем и в Париже[9]. Альбомы его рисунков того времени свидетельствуют о небрежной, импрессионистской технике, от которой художник позже отказался в пользу более тяжелых, неразрывных линий[10].