Роу, Александр Артурович


Алекса́ндр Арту́рович Ро́у (24 февраля [9 марта] 1906, Москва или Юрьевец, Костромская губерния — 28 декабря 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, классик волшебной киносказки[источник не указан 129 дней]; народный артист РСФСР (1968).

Родился в Москве[1], по другим сведениям — в Юрьевце Костромской губернии (ныне — Ивановская область)[2]. Семья Роу была состоятельной: отец Артур Уильям Роу (Rowe), ирландец, в 1905 году приехал по контракту в Российскую империю налаживать мукомольное производство и женился на гречанке Эйли Кэраджордж (также — Карагеоргий; в России её звали Юлия)[3]. Вскоре после рождения сына в связи с началом Первой русской революции отец отправил его с матерью в Юрьевец[4]. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив семью на произвол судьбы[2][5].

Александр с больной матерью переехали в Сергиев Посад, там он вынужден был зарабатывать на жизнь — торговал изделиями местных ремесленников-кустарей[6]. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года был руководителем коллектива самодеятельности, «Живой газеты» и агитбригады «Синяя блуза» в Москве[1]. Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году)[7].

С 1930 года работал помощником режиссёра на студии «Межрабпомфильм» на картине «Солнце восходит на западе» (1932), а затем ассистентом режиссёра на фильмах «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934), «Бесприданница», «О странностях любви» (1936), «Белеет парус одинокий» (1937)[8].

Кино для детей, которое для многих авторов бывает просто виражом судьбы, стало для Роу естественной сферой творческого самовыражения[9].

Роу не был изобретателем новых технических трюков и спецэффектов, он использовал уже известные и отработанные приёмы, не уставая подчёркивать, что его цель — не ставить чудо выше человека[10].