Рочдейлский канал


Рочдейлский канал (англ. Rochdale Canal) — судоходный канал в Северной Англии между Сауэрби-Бридж и Манчестером. Входит в общую сеть каналов Великобритании. Название дано по городу Рочдейл в Большом Манчестере, через который проходит канал.

Шлюзы канала способны пропускать суда шириной до 4,3 м. Длина канала 51 км. Он проходит через Пеннинские горы и соединяет реку Колдер в Сауэрби-Бридж в Западном Йоркшире и Бриджуотерский канал в районе Каслфилд в Манчестере.

Изначально на канале было 92 шлюза, но после модернизации их осталось 91. Все шлюзы сохранили свои номера, за исключением № 3 и № 4, которые были заменены на один, получивший номер 3/4. Этот шлюз, названный Тьюл-Лейн, имеет один из самых больших перепадов уровня воды в Великобритании.

Строительство канала Рочдейл задумано в 1776 году, когда группа из 48 мужчин из Рочдейла собрала 237 фунтов стерлингов и поручила Джеймсу Бриндли провести исследование возможных маршрутов от Сауэрби-Бридж до Манчестера[1]. Бриндли предложил маршрут, похожий на реализованный, и еще один более дорогой маршрут через Бери[2]. Однако дальнейшие работы не велись до июня 1791 года, когда Джон Ренни получил задание провести новое исследование, а два месяца спустя подготовить проекты ответвлений в Рочдейл, Олдем и на каменоломню возле Тодмордена. На тот момент Ренни не имел опыта строительства каналов[3].

Владельцы не смогли определиться с шириной канала и отложили решение до получения акта парламента[3]. Первая попытка получить акт была предпринята в 1792 году, но её заблокировали владельцы мануфактур, озабоченные водоснабжением. Ренни предлагал использовать паровые насосы: три в Йоркшире, восемь в Ланкашире и один в Бернли, — но владельцы заводов утверждали, что из-за этого пострадает 59 предприятий, что приведет к безработице. Запрос был отклонён. В сентябре 1792 года Уильям Кросли и Джон Лонгботам исследовали район, пытаясь найти места для водохранилищ, которые не влияли бы на подачу воды на мануфактуры. Второй проект, представленный в парламент, предполагал строительство тоннеля длиной 2700 м и 11 водохранилищ. Он также был отклонен, на этот раз с перевесом в один голос. Владельцы канала, пытаясь понять позицию промышленников, попросили Уильяма Джессопа осмотреть участки предполагаемого канала, которые вызывали наибольшее беспокойство. Джессоп выступил перед парламентским комитетом со своим заключением[3], и 4 апреля 1794 года был принят акт, разрешавший строительство[4][5].