Ртищевская школа


Ртищевская школа (также — Ртищевское братство, Андреевское училище[1]) — первое образовательное учреждение в России, основанное как придворный кружок в царствование Алексея Михайловича. Обучение в Ртищевском братстве велось по образцу европейских учреждений высшего образования. Школа возникла по инициативе Фёдора Ртищева, действовала в Москве с 1648 года и располагалась в Андреевском монастыре, построенном на средства Ртищева у подножья Воробьёвых гор.

Ртищевская школа была первой в Москве, в программу которой официально были включены курсы философии и риторики.[2] Главой Ртищевской школы был назначен выходец из Киевской братской школы, участник книжной справы в России, философ, богослов и переводчик Епифаний Славинецкий.

Историк церкви А. В. Карташёв писал о просветительском значении братства: «Ртищев проектировал состав монастыря в 30 человек, которые должны были переводить нужные книги и обучать желающих учиться грамматике, риторике, философии, греческому и латинскому языкам».[3] Главой братства был назначен Епифаний Славинецкий, «въ философіи и богословіи изящный дидаскалъ и искуснѣйшій въ еллино-греческомъ и славянскомъ діалектахъ».

В историографии русской философии Ртищевская школа рассматривается наряду с Заиконоспасской школой Полоцкого—Медведева и Богоявленской монастырской школой как учреждение, непосредственно предшествовавшее учреждению Московской академии и, таким образом, давшее толчок появлению высшего образования в России. Упор в школе Фёдора Ртищева делался на изучение греческого языка, красноречия и богословской литературы. Изучались также польский и латинский языки.[4] Философия преподавалась с опорой на «Диалектику» Иоанна Дамаскина. Получив образование в Ртищевской школе при Андреевском монастыре, студенты, как известно из источников, отправлялись доучиваться, либо подтверждать своё образование в Киев. Проезжие грамоты студенты получали при содействии Ртищева. Из источников известно, что не все студенты охотно отправлялись доучиваться в Киев. Лука Голосов и Иван Васильевич Засецкий не хотели ехать в Киев изучать латынь, мотивируя это тем, что как выучатся, «будут и от них великие хлопоты».[5]