Румпель


Ру́мпель (ру́льпень[1]) (от нидерл. roerpen, roer — «весло, руль», pen — «шпенёк») — специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси[2]. Составная часть рулевого устройства[3].

Румпель служит для поворота баллера, и тем самым, для перекладывания, то есть поворота пера руля. Передаёт на баллер усилие, вырабатываемое рулевым устройством или создаваемое рулевым вручную[2].

Одноплечий румпель, имеющий одно колено, называется «продольным», а двуплечий, который имеет и второе, шарнирно закреплённое к первому, колено, — «поперечным»; румпель же, имеющий форму сектора с тросовым (румпель-тали, румпель-штерты) или зубчатым приводом, — «секторным»[4].

Продольный румпель применяется в основном на маломерных судах. Для крупных характерен секторный румпель с зубчатой передачей.