Руффо, Титта


Ти́тта Ру́ффо (итал. Titta Ruffo; наст. имя — Руффо Кафьеро Титта; 9 июня 1877, Пиза5 июля 1953, Флоренция) ― итальянский оперный певец (баритон). Один из наиболее выдающихся певцов-баритонов XX века, обладал сильным голосом широкого диапазона с тщательно отработанной техникой дыхания и чистотой интонации. Отличительной чертой его также был особый «тёмный» тембр, идеально подходивший для драматических ролей в операх Верди. В репертуаре Руффо были все классические баритоновые партии ― Фигаро («Севильский цирюльник»), Риголетто (считается одним из лучших исполнителей), ди Луна, Яго, Жермон, Амонасро, Тонио, Дон Карлос («Сила судьбы»), и др. Руффо сделал ряд записей, которые в наше время доступны на компакт-дисках. В Пизанском оперном театре имени Верди хранится коллекция костюмов, в которых выступал Руффо, редкие фотографии, афиши и другие вещи, связанные с именем певца.

Родился в семье мастера по ковке железа. Настоящее имя певца — Руффо Кафиера Титта. Необычайны обстоятельства, при которых он получил свое имя. У отца Ореста Титта был превосходный охотничий пес по кличке Руффо, что по-итальянски «Рыжик». Как-то на охоте случайный выстрел смертельно ранил собаку, и когда через некоторое время в семье родился мальчик, отец, несмотря на протесты матери, назвал сына в память любимого пса.[1] В возрасте восьми лет Руффо устроился на работу в кузнечную мастерскую. Через год отец взял его работать в свою мастерскую, где Руффо проработал шесть лет. В 13 лет самостоятельно научился читать. В 16 лет впервые услышал оперу («Сельская честь» П. Масканьи) и, подражая понравившемуся певцу, обнаружил у себя голос. В конце октября 1897 года Руффо закрыл свою мастерскую и уехал в Милан учиться пению, до этого семь месяцев проучившись в консерватории Санта Чечилия у маэстро Персикини и три месяца частным образом у Спарапани. Первое время пребывания в Милане было тяжело, Титто Руффо первое время ночевал на кладбище. В Милане с Руффо почти три месяца занимался Лелио Казини. Весной 1898 года Руффо дебютировал в римском театре Костанци в партии второго плана — Герольда в опере Вагнера «Лоэнгрин». С начала 1900-х имя Руффо становится широко известным музыкальной общественности после его блестящих выступлений в Сантьяго (1900) и Буэнос-Айресе (1902). В 1903 он впервые спел в лондонском театре «Ковент-Гарден», а в следующем сезоне ― в миланском «Ла Скала» в роли Риголетто. В ноябре 1912 года, будучи солистом Чикагской оперы, впервые выступил на сцене «Метрополитен-опера» в опере А. Тома «Гамлет» . Дебютировал в «Метрополитен-опера» 19 января 1922 года в опере «Севильский цирюльник». За семь лет выступил в этом театре 55 раз.