Масканьи, Пьетро


Пье́тро Маска́ньи (итал. Pietro Mascagni; 7 декабря 1863 года, Ливорно — 2 августа 1945 года, Рим) — итальянский оперный композитор.

Начал учиться музыке в своём родном городе, преодолевая ожесточённое сопротивление своего отца, прочившего сыну карьеру юриста; первым наставником Масканьи стал с 1876 года Альфредо Соффредини, обнаруживший в своём ученике незаурядное дарование и значительно повлиявший на него[2]. Далее обучался в Миланской консерватории. Первое время работал дирижёром в различных театрах. Известность приобрёл после написания оперы «Сельская честь» по пьесе Джованни Верга. Её впервые поставили в театре «Костанци», в Риме в 1890 году. Она стала одной из первых, создавших в оперном искусстве направление веризм. «Сельская честь» Масканьи имела огромный успех у публики, завоевала сцены театров Европы, Москвы и Санкт-Петербурга. В центре произведения — трагическая история любви. Сочинение Масканьи невелико по размерам — всего одно действие, все события происходят в один день. Картины сельского праздника чередуются с лирическими партиями героев (таким построением «Сельская честь» напоминает «Кармен» Бизе). К другим известным операм Масканьи принадлежат «Ирис» (премьера в 1898 году, Рим), «Паризина» (1913 год, Милан) и «Маленький Марат» (1921 год, Рим). Кроме того, он писал оркестровую музыку, музыку к фильмам и сочинил несколько оперетт.

Как музыкальный педагог Масканьи в 1895—1902 годах возглавлял Музыкальный лицей имени Россини в Пезаро. Его учеником был основоположник футуризма в музыке Франческо Балилла Прателла. Двоюродный брат и ученик Масканьи, Марио Масканьи, также стал заметным деятелем итальянского музыкального образования.