Р-39


Р-39 (индекс 3М65, код СНВ РСМ-52) — советская твердотопливная баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках, один из представителей морской части ядерной триады. В составе ракетного комплекса Д-19 является главным оружием подводных лодок типа «Акула».

На вооружение принята в 1984 году. Ракета была второй советской твердотопливной ракетой подводного базирования (после Р-31) и первой серийной[1]. Первые ступени изготавливались на «Южмаше» (Днепропетровск)[2]. Всего было развёрнуто 120 ракет (6 носителей по 20 ракет).

Разработанная модификация Р-39М «Гром» отличалась повышенной точностью, планировалась установка этих комплексов на РПКСН «Борей».

В 2004 году последние носители этих ракет — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» — были выведены в резерв в связи с отсутствием годных ракет для несения службы[комм. 1].

В июне 1971 года было принято решение Комиссии по военно-промышленным вопросам, согласно которому КБ машиностроения задавалась разработка комплекса Д-19 с твердотопливной ракетой. Предполагалось оснащение ракеты тремя вариантами головных частей — моноблочной и двумя с разделяющейся головной частью — с 3—5 блоками средней мощности и 8—10 блоками малого класса мощности. В июле 1972 года была закончена разработка аванпроекта[4].

Согласно одному из вариантов аванпроекта ракета должна была быть трёхступенчатой, с массой около 75 тонн, диаметром 2,7 м и высотой 15 м. Сопло второй ступени совмещалось с передним днищем первой ступени, двигатель третьей ступени состоял из четырёх блоков, размещавшихся вместе с боевым оснащением между второй ступенью и головным отсеком. В головном отсеке располагались приборы и двигатель боевой ступени. В отличие от разработанных КБ Машиностроения ракет с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), предполагался сухой метод старта. Особенностью стало применение амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС). Стартовый стол отсутствовал — ракета подвешивалась с помощью семитонной АРСС в шахте. Пуск ракеты осуществлялся с помощью стартового твердотопливного двигателя массой около 4 тонн, выполнявшегося в форме кольца и расположенного вокруг сопла двигателя первой ступени. Был предложен также вариант с традиционной компоновкой — с переходным отсеком, без совмещения элементов двигателей первой и второй ступени[5]. При обсуждении аванпроекта подробно, с проектными проработками, рассматривались вопросы целесообразности отказа от традиционного переходного отсека, применения кольцевого стартового двигателя, использования АРСС, выбора марки твёрдых топлив[5].