Саббатианство


Саббатианство — направление иудаизма, возникшее в 1665 году после того, как Шабтай Цви (в другой транскрипции Саббатай Цеви) объявил себя мессией. Движение захватило еврейские общины по всей диаспоре, однако, после того, как Шабтай Цви неожиданно принял ислам, движение быстро прекратилось, хотя некоторое количество последователей у Шабтая Цви и осталось.

Движение вылилось в организацию отдельных групп по многим странам. Из этих групп сохранила преемственность организация дёнме в Турции. Хотя саббатианство почти сразу же было подавлено, оно сильно повлияло на еврейский мир и иудаизм, временами возникали новые всплески выступлений саббатианцев.

Шабтай Цви получил хорошее талмудическое и каббалистическое образование в Смирне, ещё в юности полностью посвятил себя духовным практикам. В Смирне вокруг него собрался кружок молодых людей. У него возникли периоды пророческих прозрений и озарений, которые чередовались с периодами глубокой депрессии. Шабтай был склонен к странным поступкам, нарушающим религиозные запреты. В 1648 году он объявил себя мессией, но и был изгнан из еврейской общины Смирны, а потом и из общины в Салониках. Путешествуя по стране и выполняя поручения местных общин, он решил посетить молодого целителя Натана в городе Газа, надеясь что тот вылечит его от приступов депрессии. В 1665 году в Газе Натан признал в нём Мессию, найдя объяснение его душевному состоянию.

31 мая 1665 года в Газе Шабтай публично провозгласил себя Мессией, после чего направился в сопровождении поклонников в Константинополь выполнять свою миссию. По дороге он последовал в Иерусалим, потом в Цфат, в Алеппо и в Смирну, везде его встречали толпы почитателей, которые были подготовлены к его приходу письмами Натана из Газы. Особенно тепло его приветствовали в Алеппо. В Смирне он пробыл несколько месяцев, у него возникло немало последователей, но консервативные раввины не хотели его признавать. В субботу во время праздника Ханука он во главе толпы вломился в синагогу, где пытались спрятаться его противники, но вместо того чтобы вершить расправу, запел гимны, отчего все его противники также переняли экзальтацию толпы и превратились в его ревностных сторонников. В городе началось празднество, людей охватило мистическое беснование, в приходе Мессии все видели конец изгнания и страданий еврейского народа.

Далее в 1666 году по дороге в Константинополь корабль Шабтая Цви был в Мраморном море остановлен войсками султана Мехмеда IV, Шабтай был арестован и направлен в крепость Абидос. Режим заключения был мягкий, к нему тысячами стекались паломники и визитёры, которых он принимал. У Шабтая возник острый конфликт с львовским каббалистом Нехемией ха-Кохэном, который обратился к турецким стражникам, заявив о том, что принимает ислам, и предъявил турецким властям обвинения против Шабтая Цви. Шабтай был доставлен на суд, и ему было предложено принять ислам, чтобы избежать казни. 16 сентября 1666 года Шабтай Цви принял ислам, получив от султана высокую должность.