Стамбульский аэропорт имени Сабихи Гёкчен


Аэропорт Стамбул имени Сабихи́ Гёкче́н (тур. İstanbul Sabiha Gökçen Havalimanı; ИАТАSAW, ИКАОLTFJ) — один из двух международных аэропортов, обслуживающих Стамбул, крупнейший город Турции. Аэропорт расположен в азиатской части города, в 35 километрах к юго-востоку от его центра, и служит хабом для AnadoluJet и Pegasus Airlines, а также дополнительным узлом для Turkish Airlines. Назван в честь Сабихи Гёкчен, приемной дочери Мустафы Кемаля Ататюрка и первой в мире женщины-пилота истребителя. Согласно официальной статистике за 2022 год, является третьим по загруженности аэропортом Турции после нового аэропорта Стамбула и аэропорта Анталья[2].

Аэропорт был построен потому, что Стамбульский аэропорт имени Ататюрка был недостаточно велик, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос пассажиров (как внутренних, так и международных). Аэропорт был открыт 8 января 2001 года. Пропускная способность международного терминала SAW первоначально составляла 3 миллиона пассажиров в год, а внутреннего терминала - 0,5 миллиона пассажиров в год.

В июне 2007 года турецкий конгломерат Limak Holding, индийская GMR Group и консорциум Malaysia Airport Holding Berhad (MAHB) получили контракт на модернизацию и техническое обслуживание аэропорта. В середине 2008 года была начата работа по модернизации международного терминала для обслуживания 25 миллионов пассажиров ежегодно. Новый терминал был открыт 31 октября 2009 года.

В 2010 году аэропорт имени Сабихи Гекчен обслужил 11 129 472 пассажира, что на 71% больше по сравнению с 2009 годом[3].

В сентябре 2010 года аэропорт был признан лучшим аэропортом мира на Всемирном конгрессе лоукостеров в Лондоне и получил награду.[4]. Другими наградами, полученными аэропортом в 2010 году, были: "Самая успешная инвестиция в туризм Турции 2010", награда с высокой оценкой от Routes Europe и награда за рост трафика в аэропорту от Airline News & Network Analysis[5].

В 2015 году международный аэропорт имени Сабихи Гекчен с 28,285,578 пассажирами и 206,180 операциями взлет/посадка является третьим по загруженности аэропортом с одной взлетно-посадочной полосой в мире после Мумбаи и лондонского Гатвика. Однако и в Мумбаи, и в Гатвике фактически есть две взлетно-посадочные полосы, и они считаются "однополосными", потому что они могут эксплуатировать только вторую взлетно-посадочную полосу, если основная не используется. Это делает Сабиху Гекчен самым загруженным в мире настоящим аэропортом с одной взлетно-посадочной полосой[6].