Саблуков, Александр Александрович (генерал-лейтенант)


Алекса́ндр Алекса́ндрович Саблуко́в (22 октября (2 ноября1784 — 3 (15) марта 1857) — русский военный инженер, изобретатель, генерал-лейтенант корпуса горных инженеров из богатого дворянского рода Саблуковых.

Родился 22 октября (2 ноября1784 года[1] в семье действительного статского советника (впоследствии — действительного тайного советника, сенатора и члена Государственного совета) Александра Александровича Саблукова (1749—1828). Крещен 4 ноября 1784 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Невской перспективе при восприемстве брата Николая и сестры Варвары. Вместе с братом получил тщательное домашнее образование под руководством матери, Екатерины Андреевны (1756—1820), женщины высокообразованной и гуманной.

В службу был записан в 1788 году[2]. Саблуков был военным инженером, занимавшимся техническими науками. С 13 марта 1810 года — генерал-майор Корпуса инженеров путей сообщения; 2 (14) сентября 1810 года был назначен окружным начальником Корпуса инженеров путей сообщения. В период 04.03.1817—20.05.1823 был членом совета Департамента путей сообщения[3].

В своё время он пользовался репутацией знатока инженерного и артиллерийского дела; конструировал артиллерийские снаряды, мины, оптические прицелы.

В 1832 году, уже находясь в отставке, он представил генерал-инспектору по инженерной части проект изобретённого им механического центробежного вентилятора («воздушного насоса») для очищения воздуха в рудниках и минных галереях. Назначенная генерал-инспектором комиссия одобрила изобретение Саблукова и отдала ему преимущество перед другими подобными изобретениями.

Его вентилятор представлял собой цилиндрический кожух с двусторонним всасыванием; внутри кожуха располагалось колесо с четырьмя прямыми лопатками. Впервые он был испытан на кожевенном и сахарном заводах. В 1834 году вентиляторы были успешно применены на подводной лодке Шильдера, а в 1835 году — для проветривания Чагирского рудника на Алтае. Саблуков был также инициатором и руководителем монтажа изобретённого им водомётного движителя на третьей подводной лодке Шильдера[5].