Подводные лодки Шильдера


Подводные лодки Шильдера — первые в России цельнометаллические ракетные подводные лодки, сконструированные инженер-генералом Российской Империи К. А. Шильдером в 1830-е годы XIX века. С подводной лодки Шильдера впервые (в присутствии российского императора Николая I) был cовершён ракетный пуск из подводного положения.

Первая подводная лодка Шильдера впервые испытана в 1834 году. Ракетно-минная подводная лодка была задумана генералом Шильдером в конце 1820-х годов, и должна была учесть все недостатки лодок его предшественников: Бушнелла, Дреббеля, Джонюна, Фултона и других, о которых было известно из выпущенных к тому времени сочинений. Строительство первой лодки Шильдера осуществлялось на судоверфи Александровского литейного завода (ныне — «Пролетарский завод») с марта по май 1834 года[1].

В докладной записке указывается стоимость постройки данной лодки, которая составила 23 448 руб. Лодка имела форму обтекаемого тела длиной около 6 м, шириной 1,5 м и высотой 1,8 м[1]. Водоизмещение составляло 16,4 т[1]. Корпус был изготовлен из листов котельного железа толщиной 4,8—5,0 мм, соединённых клёпкой[2], и подкреплялся пятью шпангоутами. Это по расчетам автора позволяло погрузиться на глубину 10—12 м[2] — больше, чем это допускала лодка Фультона. В корме находился вертикальный руль закругленной формы, похожий на рыбий хвост. Он поворачивался посредством ручного привода[3].

«Чтобы сделать сей способ грозным орудием для неприятельского флота, необходимо было найти верное средство к подводу мин под неприятельские корабли, стоящие на якоре, или к уловлению их на ходу. Казалось, что устроение подводной лодки и усовершенствование плавания с оною — может решить сию задачу — и я немедленно занялся способами к достижению сей цели. Руководствуясь примерами подводного плавания Бюшнеля, Дреббеля и известного Джонсона и сочинениями Фультона, Мангеера и других, я предположил устроить металлическую лодку, которая по теоретическим соображениям, имея все удобства, указанные упомянутыми примерами, устраняла недостатки, замеченные уже и самими изобретателями». (Карл Шильдер. Из докладной записки Военному министру Российской Империи)[3].

К концу мая 1834 года лодка была в готова в металле и продемонстрирована Императору, который нашёл нужным доработать судно. 5 июня 1834 года, в целях окончательного снаряжения лодки, Император Николай I санкционировал Шильдеру назначение гвардии инженер-поручика сапёрного батальона Д. П. Щербачева — заведующим механической частью лодки, за вооружение — мину и пороховые ракеты — отвечал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, гальваническим устройством занимался подпоручик Л. А. Бем, а вентилятор для циркуляции воздуха внутри лодки предоставил генерал-изобретатель А. А. Саблуков. Щербачёв вместе с П. П. Ковалевским разработали специальный станок и ракеты, которые могли запускаться с лодки в надводном и подводном положении с помощью электричества[4].