Сабо, Иштван (кинематографист)


И́штван Са́бо (венг. Szabó István; ['sɒboː ˈiʃtvaːn ]; род. 18 февраля 1938, Будапешт) — венгерский кинорежиссёр, сценарист и писатель. Один из членов-учредителей Европейской киноакадемии[1].

С 1960-х годов является одним из ведущих кинематографистов Венгрии. Его картины созданы в традициях европейского авторского кино и охватывают социальные, политические и психологические конфликты новейшей истории центральной Европы[2]. Студентом Института театра и кино в 1959 создал свой первый короткометражный фильм и в 1964 первый полнометражный. Пик международного успеха наступил благодаря драме «Мефисто», получившей в 1981 премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке[3]. С конца 1980-х годов большая часть фильмов Сабо поддерживается европейскими странами и создается на различных языках[4]. Несмотря на это, он продолжает работать в Венгрии[5].

Иштван Сабо родился 18 февраля 1938 года в Будапеште в семье еврейского происхождения, вынужденной скрываться во время нацистской диктатуры Салаши. После окончания средней школы работал репортёром на радио. В 1956 году поступил на режиссёрский факультет Академии театра и кино в Будапеште на курс Феликса Мариашши. В ходе учёбы он снимает несколько короткометражных фильмов («Вариации на тему», «Ты»). Его дипломный фильм «Концерт» получает успех на нескольких международных фестивалях.

Ранние произведения Сабо, такие как «Фильм о любви» и «Улица Пожарных, 25», созданы под влиянием французской новой волны и содержат эксперименты с формой и подачей, порой стирая границы между снами, воспоминаниями и реальностью[6]. Каждый фильм содержит иконографичность, режиссёр пытается подчеркнуть её, придавая каждому объекту и месту символичное значение. В «Будапештских сказках» центральным символом является человек и трамвайный вагон, используемый на протяжении всего творчества[7].

Фильмы «Мефисто», «Полковник Редль» и «Хануссен» образуют «немецкую трилогию» Иштвана Сабо, принёсшую ему мировую славу. Однако наиболее значительный вклад в киноискусство составляют его ранняя картина «Отец», а также фильмы режиссёра, выпущенные в 1970-х годах: «Фильм о любви», «Улица Пожарных, 25» и «Будапештские сказки». Снятые после «немецкой трилогии» работы режиссёра несут на себе печать академизма.