Савватиане


Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.

О савватианах рассказывают историки Сократ Схоластик и Ермий Созомен. При императоре Валенте епископ новациан Маркиан рукоположил в пресвитеры одного человека по имени Савватий. Перед этим Савватий перешёл в христианство из иудаизма. В начале Савватий удалился из церкви под предлогом стремления к высшему совершенству, он объявил, что скорбит о некоторых христианах, так как понимает, что они недостойно приобщаются святых тайн. В фригийском селение Ваза (или Паза) вместе с пресвитерами Феоктистом и Макарием Савватий начал учить, что нужно праздновать праздник Пасхи 14 нисана. Сократ Схоластик пишет о том, что Савватий имел тайное желание стать епископом. Маркиан жалел о хиротонии Савватия, говоря: «лучше бы мне тогда возложить свои руки на терние, чем возводить в сан пресвитера Савватия». Благодаря учению Савватия, среди новациан началось разделение на два общества. Для того, чтобы сохранить единство новациане собирают собор в Вифинию, в Ангару (др.-греч. Ἀγγάρῳ·) или в Сангару (др.-греч. Σαγγάρῳ·) (около Еленополиса). На собор они приглашают Савватия и выясняют причину огорчения у Савватия. Савватий пришёл на собор и объяснил, что не желает быть епископом. Новацианские епископы взяли с Савватия клятву о том, что тот не будет епископом. На соборе Савватий указал на то, что Пасха празднуется у разных общин в разное время. Епископы собора решили , что различие в праздновании Пасхи не является весомой для разделения и приняли правило, согласно которому празднование Пасхи безразлично. Савватий продолжил праздновать Пасху 14 нисана, предварительно совершал обычный пост, и отдельно сам по себе праздновал; затем в субботу же с вечера до положенного часа проводил время в бдении и приличных молитвах, а на следующий день собирался вместе со всеми участвовал в таинствах и праздновании Пасхи в день воскресный. В начале народ не знал об этом; с течением времени Савватий приобрел известность, благодаря празднованию Пасхи 14 нисана. Он нашел многих приверженцев, особенно между фригийцами и галатийцами, у которых был отеческий обычай так праздновать этот праздник. Впоследствии Савватий пресвитер стал епископом и вместе со своими приверженцами отделился от новациан. Последователи Савватия стали называться савватианами.

Первый Константинопольский собор в 381 году в своём седьмом правиле определяет принимать савватиан в Церковь через миропомазание.