Садама


Расположен на берегу Таллинского залива. Граничит с микрорайонами Ваналинн, Кадриорг, Каламая, Компасси, Рауа и Сюдалинн. Площадь — 1,05 км2[1].

По территории микрорайона пролегают улицы Аэдвилья, Ахтри, Вёэри, Йыэ, Кай, Кару, Куунари, Лаэва, Логи, Лоотси, Мадалмаа, бульвар Мере, Нафта, Нарвское шоссе, Паади, Парда, Петроолеуми, Полди, Поорди, Рейди, Розени, Ротерманна, Румби, Садама, Туукри пыйк, Туукри, Уус-Садама, Филми, Халси, Хобуяама.

На рубеже XIV—XV веков Таллин (Колывань) был один из важнейших портов Балтийского моря, поскольку через него шли товары в Новгород и другие восточные города. Морская торговля приносила городу большой доход, на котором был основан строительный бум в городе в начале XV века. Территория современного порта окончательно сформировалась в XV веке после отступления линии моря. В 1647 году порт был реконструирован[7].

В 1714 году по указу русского царя Петра I на берегу Таллинского залива были основаны «Адмиралтейские мастерские» (Ревельские портовые заводы). Они располагались по соседству с нынешним так называемым Старым портом, и их задачей являлся ремонт и оснащение кораблей Военно-морского флота Российской империи, базирующегося в Ревеле. Заводы имели комплекс необходимых зданий и сооружений, включая мастерские, строительные леса, склады, кузницы, административные здания и арсенал. «Адмиралтейские мастерские» также владели Таллинским канатным заводом, строительными предприятиями, кирпичным заводом и лесопилкой. К 1722 году эти мастерские стали первым крупным промышленным предприятием Ревеля, в котором было занято около 250 рабочих, и где было построено большинство военных кораблей Российской империи. На берегу Адмиралтейского канала были построены казармы и заводские здания. Сформировался русскоязычный посёлок Матросская слобода, который занял всю территорию бульвара Мере, улиц Ахтри, Садама и Лоотси[7].

После поражения России в Крымской войне было решено исключить Ревель из списка крепостей, в связи с чем городские укрепления стали постепенно сносить. В 1886 году «Ревельские портовые заводы» были переименованы в Государственный судоремонтно-металлический завод[7].