Сажин, Николай Алексеевич


Николай Алексеевич Сажин (9 апреля 1948, Троицк — 2 апреля 2019, Санкт-Петербург[1]) — советский и российский художник, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников, Член Санкт-Петербургской академии современного искусства[2].

Николай Сажин родился в 1948 году в Троицке Челябинской области. В возрасте 11 лет вместе с родителями переехал в Выборг. Позже Художник говорил, что именно впечатления детства, проведенного в далеком от суеты, провинциальном городе, способствовали развитию его воображения. После окончания школы Сажин поступает в Таврическое художественное училище (ныне училище им. Н. К. Рериха), где, по его словам, получил основы понимания творчества. После прохождения службы в СА возвращается в училище. Но наибольшее влияние на формирование его как художника оказал именно первый год обучения на отделении декоративной графики. После окончания училища, продолжает обучение в петербургской Академии художеств на факультете графики. В выборе дипломной темы проявилось пристрастие Сажина к гротескному и фантастическому. Изначально, выпускник графического факультета планировал проиллюстрировать произведения Э. Т. А. Гофмана, но затем обратился к не менее колоритному миру уральских сказок П. Бажова. Учёбу в Академии, Сажин сочетал с активной деятельностью в кругах неофициальных художников. Проведя практически 11 лет в стенах образовательных учреждений, Сажин замечает, что любого творческого человека в большей степени формирует окружение, а не школа. В выборе же дипломной темы проявилось пристрастие художника ко всему гротескному и фантастическому. В творческой биографии художника можно выделить целый период увлечения фольклором: стихийностью народных праздников и фантастическими образами, сочетающими звериное и человеческое.

Отдельная страница в деятельности Николая Сажина это Педагогическая деятельность. И формально и по внутреннему убеждению он являлся не педагогом-мастером, а приглашенным преподавателем — человеком со стороны, призванным заразить учеников свободой творческого импульса. Сажин, как и многие, был убеждён, что истинный художник проходит внутренний путь, процесс личного становления, связанного с отторжением каких-либо влияний. Стремление к творческой свободе сформировало художественный язык Сажина — графика и живописца. На любой групповой выставке Сажин узнаваем своим чернильным колоритом и причудливым симбиозом растительных и физиологических форм.