Салон отверженных


Салон отверженных (фр. Salon des Refusés) — выставка, параллельная официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри Парижского салона. Самая значительная выставка состоялась в 1863 году по инициативе императора Наполеона III после того, как методы отбора работ на Парижский салон были подвергнуты всеобщей критике.

C XVII века самой значительной (и по сути единственной) художественной выставкой Франции был Салон Академии, аффилированный со Школой изящных искусств. Жюри, отбиравшее для неё картины, было ориентировано на традиционные вкусы художественных академий, то есть привержено художественным стилям, преподававшимся в то время в школах изящных искусств. Во второй половине XIX века жюри все больше и больше подвергалось критике. Внутри жюри разыгрывались бесконечные интриги из-за принятия полотен определённых художников. Презентация своих работ на Парижском салоне и получение положительных откликов в прессе и возможность быть отмеченным премией были для художников важным шагом к финансовому успеху и благополучию. Отвергнутые работы редко находили покупателя. По признанию Йонкинда, ему пришлось отдать клиенту деньги, заплаченные за его картину, поскольку она была не принята жюри. Одно время на рамы отвергнутых картин ставили печать «R» (фр. Refusé) — отказано.

У таких художников, как Моне, Мане, Ренуар, Базиль или Сислей с их представлением о живописи, было немного шансов участвовать в салоне. Жюри постоянно отклоняло даже полотна Курбе, бывшего в ту пору уже известным живописцем.

В 1863 году число полотен, которые один художник мог подать на салон, было ограничено тремя. Это решение вызвало резкую критику со стороны художественных кругов Франции. Заседания жюри по отбору полотен на салон начались 2 апреля 1863 года. А уже 5 апреля распространился слух, что в этот раз жюри строго, как никогда. 12 апреля жюри объявило о своём решении. Из 5 тысяч полотен представленных на суд жюри 3 тысячами живописцев жюри отклонило шестьдесят процентов.

В общем, разразился скандал. 22 апреля выставку посетил Наполеон III, в сопровождении своего адъютанта генерала Лебёфа[1]. Ему показали некоторые из отвергнутых работ. Он нашёл, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри. Император выступил с заявлением, напечатанным в газете Le Moniteur universel:

«Император получил многочисленные жалобы в отношении произведений искусства, отвергнутых жюри Салона. Его Величество, желая дать возможность общественности прийти к собственному заключению о правомерности этих жалоб, решил, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы».