Сислей, Альфред


Альфред Сислей (фр. Alfred Sisley, 30 октября 1839, Париж — 29 января 1899, Море-сюр-Луэн) — французский живописец-пейзажист английского происхождения[3], представитель импрессионизма, родился и прожил большую часть жизни во Франции. Он был самым последовательным из импрессионистов в своем стремлении писать пейзажи en plein air (т. е. на открытом воздухе).

Среди его значительных работ — серия картин реки Темзы, в основном в районе Хэмптон-Корта, выполненная в 1874 году, и пейзажи, изображающие места в Море-сюр-Луан или его окрестностях. Известные картины, изображающие Сену и ее мосты в бывших пригородах Парижа, как и многие другие его пейзажи, характеризуются спокойствием и выполнены в бледных оттенках зеленого, розового, лилового, пыльно-голубого и кремового. С годами выразительность и насыщенность цвета Сислея возросли[4].

Сислей родился 30 октября 1839 года в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли).

В 1857 году родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем. Наибольшее влияние на Сислея как на художника оказали британские мастера Уильям Тёрнер, Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон, а также французы Камиль Коро, Гюстав Курбе и Эжен Буден.[5]

В 1866 году Сислей женился на Мари Эжени Лекуэзек — от этого брака родилось двое детей. Семейный портрет Сислеев в 1868 году написал друг семьи, Огюст Ренуар. В 1873 году стал одним из основателей «Акционерного общества художников-живописцев», в которое вошли многие импрессионисты. В 1890 году избран членом Национального общества изящных искусств.[5]

Студенческие работы Сислея не сохранились. Ранний период творчества характеризуется гармоничными и воздушными пейзажами, роднящими художника с другими импрессионистами. В начале 70-х годов XIX века, после франко-прусской войны,[6] вместе с семьёй поселился в Вуазене, рядом с городком Лувесьен, к западу от Парижа.[3] С середины 1880-х годов он находился под сильным влиянием Клода Моне, в его манере стали усиливаться элементы декоративности, он начинает работать с хроматическими, мерцающими красками, приводящими к ощущению дематериализации предметов в его композициях.[3] Пейзажи Сислея, отмеченные тонким лиризмом и выдержанные в свежей и сдержанной световой гамме, передающие подлинную атмосферу Иль-де-Франса, хранят в себе особую прозрачность и мягкость природных явлений всех времен года. Сислей никогда не стремился к необычным эффектам, использовал простую композицию и ограниченную цветовую гамму.