Самадхи (гробница)


Сама́дхи, также — сама́дх, сама́дхи-манди́р — гробница с прахом святого или великого человека в индуизме[1]. Самадхи воздвигаются с целью создания места поклонения ушедшему святому и с целью усилить памятование о нём у верующих, живущих в месте расположения самадхи или приезжающих туда.

Согласно научным данным, самадхи не существовали в ведийской культуре и их история началась с египетских пирамид и их мумий. В Индии самадхи впервые появились в виде буддийских ступ. Позднее, этот способ захоронения святых стал практиковаться в вайшнавизме. Первый индуистский самадхи был построен в XII веке для великого вайшнавского ачарьи Рамануджи, основателя Шри-сампрадаи. Однако, вплоть до XV века эта практика не получила широкого распространения и большинство вайшнавских святых просто подвергались кремации. Важность самадхи в значительной степени возросла во времена индийского святого и религиозного реформатора Чайтаньи (1486—1534) и позднее. Первым самадхи бенгальских вайшнавов был пушпа-самадхи, куда были помещены волосы Чайтаньи, сбритые во время принятия им санньясы. Этот самадхи расположен в городе Катве (Западная Бенгалия) и носит название кеш-самадхи («власяного самадхи»). Другими важными гаудия-вайшнавскими самадхи являются самадхи Джагая и Мадхая (также расположенный в Катве) и самадхи Чханда Кази в Маяпуре. В XVI веке многие святые вайшнавы подверглись кремации, а их пепел — погребению, из-за опасения осквернения самадхи со стороны мусульман.

Существуют три основные вида самадхи: содержащие всё тело святого, пушпа-самадхи (цветочные самадхи) и смрити-самадхи (памятные самадхи). Считается, что все три типа самадхи обладают одинаковой духовной силой. Также существует четвёртый вид самадхи, грантха-самадхи, используемый исключительно в гаудия-вайшнавизме и содержащий редкие священные манускрипты. Стандартные самадхи, в которые помещают тело святого, сооружаются в святых местах индуизма. Традиционно, если кто-то умирал от укуса змеи, или от инфекционного заболевания, то его тело не подвергалось захоронению или кремации, а опускалось в воды священной Ганги или Ямуны.

В пушпа-самадхи помещаются цветы последней гирлянды, которую носил святой перед тем, как его тело поместили в самадхи. Пушпа-самадхи не воздвигают в том же месте, где находится основной самадхи с телом святого, а сооружают в других святых местах. Самадхи, в который помещают пепел или кости святого, также относится к категории пушпа-самадхи. Часть пепла или костей от кремированного тела помещаются в самадхи после совершения соответствующих ведийских ритуалов и хранятся в золотой, серебряной, медной или глиняной урне.