Самоклеящаяся почтовая марка


Самоклеящаяся почтовая марка (или марка-самоклейка) — почтовая марка с контактным клеем (pressure sensitive adhesive), которому не требуется увлажнение для прилипания к бумаге. Самоклеящиеся марки обычно выпускаются на снимающейся бумажной подложке.

Марки этого типа были впервые эмитированы такими государствами с тропическим климатом как Сьерра-Леоне в феврале 1964 года[1] и Тонга в апреле 1969 года в попытке избежать тенденции традиционных почтовых марок со смачиваемым водой клеевым слоем склеиваться в условиях повышенной влажности.[2] Такие марки облегчают высекание штампом (вырубку, die cutting) отдельных марок причудливых и уникальных очертаний.

Первая попытка Почтовой службы США выпустить марки-самоклейки была предпринята в 1974 году эмиссией 10-центовой марки с флюгером в форме голубки[1], которая вскоре обесцветилась из-за нестойкости клея. Прошло ещё 18 лет, прежде чем Почтовая служба США выпустила другую марку такого типа.[2] Филателисты критиковали такой формат, поскольку такой клеевой слой постепенно желтил марки. Также они обнаружили, что такие марки трудно снимать с конвертов[2] и сохранять их в первоначальном отличном состоянии, хотя самоклеящиеся марки последних лет улучшились в этом отношении. Британская Royal Mail впервые выпустила марки-самоклейки 19 октября 1993 года, напечатав буклеты по 20 почтовых марок первого класса, затем была выпущена почтовая марка 2-го класса. В последние годы в самоклеящемся формате издавались другие почтовые выпуски.


За пределами филателистической общественности выпуск таких почтовых марок приветствовался как более удобных в пользовании знаков почтовой оплаты. К 2002 году практически все новые почтовые марки Почтовой службы США выпускались в виде самоклеек.[2]

На бумажной подложке самоклеящейся почтовой марки делались рисунки с целью создания барельефа на поверхности марки.[3]