Самоубийство Клеопатры


Самоубийство Клеопатры, Смерть Клеопатры — событие древнеримской и египетской истории, популярное в искусстве Нового Времени[1].

Знаменитая царица Клеопатра покончила с собой в 30 году до н. э., видимо, в середине августа, в городе Александрия, после поражения, нанесенного римлянами её войскам (см. Последняя война Римской республики и Битва при Акциуме). Ей было 39 лет. По распространенному мнению, она покончила с собой с помощью укуса змеи[2], ядовитой египетской кобры. Источниками, рассказывающими об этом событии, являются труды античных историков: Плутарха, Страбона, Диона Кассия.

После битвы при Акциуме 2 сентября 31 г. до н. э. Марк Антоний возвратился в Египет и не предпринимал ничего для продолжения борьбы с Октавианом. Он растрачивал свои силы в попойках и роскошных празднествах и объявил вместе с Клеопатрой о создании «Союза смертников» (synapothanoumenoi), члены которого клялись умереть вместе. В этот союз пришлось вступить их приближённым. «Несомненно, что эта своего рода секта имела мистический характер, в духе эллинистического синкретизма она могла выполнять функцию превращения, словно подготавливая Антония и Клеопатру к переходу в загробный мир, в лоно физической, а не политической смерти»[3], что было особенно важно, так как во времена своего совместного правления Антоний и Клеопатра презентовали себя как «Афродита и Дионис», божественную пару властителей. Плутарх пишет, что Антоний проиграл, когда Дионис оставил его.

Кроме того, готовясь к смерти, Клеопатра испытывала яды, пытаясь выяснить, какой яд приносит более быструю и безболезненную смерть. Плутарх пишет об этом подробно: «Тем временем Клеопатра собирала всевозможные смертоносные зелья и, желая узнать, насколько безболезненно каждое из них, испытывала на преступниках, содержавшихся под стражей в ожидании казни. Убедившись, что сильные яды приносят смерть в муках, а более слабые не обладают желательной быстротой действия, она принялась за опыты над животными, которых стравливали или же напускали одно на другое в её присутствии. Этим она тоже занималась изо дня в день и, наконец, пришла к выводу, что, пожалуй, лишь укус аспида вызывает схожее с дремотой забытьё и оцепенение, без стонов и судорог: на лице выступает лёгкий пот, чувства притупляются, и человек мало-помалу слабеет, с недовольством отклоняя всякую попытку расшевелить его и поднять, словно бы спящий глубоким сном»[4].