Самуел Анеци


Самуе́л Анеци́ (арм. Սամուել Անեցի), — армянский историк, учёный и церковный деятель XII века[1][2][3][4].

Родился в городе Ани. Учился у Геворга вардапета, потом у Ованеса Саркавага[5]. Был иереем, позже стал настоятелем Анийского кафедрального собора[6]. Известен благодаря своему историческому сочинению «Выборки из исторических книг» (арм. «Հավաքմունք ի գրոց պատմագրաց»), именуемое также «Хронология Самуела Анеци»[7][8]. Труд был написан по заказу католикоса Григора Тха. Анеци излагает историю в хронологическом порядке начиная с Адама и доводит до 1176 года[9]. Его «Хронология» была позже продолжена анонимными авторами и доведена до 1358 года. Отличительной чертой Анеци является его критическое отношение к ранним автором. Имея под рукой сочинения Евсевия Кесарийского, Агафангела, Мовсеса Хоренаци, Егише, Лазара Парпеци, Фавстоса Бузанда, Себеоса, Шапуха Багратуни, Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Ованеса Саркавага и других, Анеци пытается дать обяснения расходящимся сообщениям у них[5]. Несмотря на небольшой размер, «Хронология» Анеци считается очень важным и достоверным источником[10]. Особенно ценны сообщения Анеци о крестовых походах и армяно-арабских отношениях[8][11]. Труд был переведён на латынь и напечатан вместе с оригиналом в 1818 году в Милане[2]. Впервые полная редакция с комментариями и анализом была издана в 1893 году в Вагаршапате, более полное издание на основе анализа около 70 рукописей вышло в Ереване в 2014 году[12]. Существует и французский перевод[5].

Помимо «Хронологии» перу Самуела Анеци принадлежит также[9] сочинение «Истолкование календаря» (арм. «Մեկնութիւն տոմարի»), написанное по просьбе Степанноса Имастасера. Труд состоит из двух частей — в первой части Анеци сравнивает Армянский календарь с Римским, во второй же части автор касается космологических и метеорологических вопросов, пытается дать научное обяснения таким явлениям, как радуга, комета с хвостом, звездопад, молния, гром, дождь, роса, туман, итд. В этом сочинении ярко выражается влияние Анании Ширакаци. Древнейшая из сохранившихся рукописей «Истолковании календаря» датируется 1373 годом[13].