Себеос


Себеос (арм. Սեբեոս; предположительно начало VII века — после 661 года[1]) — армянский историк VII века[2][3], автор «Истории императора Иракла», посвящённой периоду царствования византийского императора Ираклия I (610—641). Изложение доведено до 661 года. Участник Двинского собора 645 года. Был первым автором, который описывал раннюю мусульманскую экспансию[4].

История Себеоса содержит подробное описание периода господства в Армении Сасанидов вплоть до её завоевания арабами в 661 году. В книге описаны византийско-сасанидские войны, во время которых бо́льшая часть Армении переходит к Византии. Себеос подробно описывает длительную войну, которую после убийства императора Маврикия (582—602) вёл против Византии сасанидский шахиншах Хосров II Парвиз (590—628). Персы тогда дошли до Константинополя, однако при императоре Ираклии I (610—641) византийские войска начали контрнаступление и захватили столицу Сасанидов — Ктесифон, после чего между обоими государствами был заключен мирный договор.

В последних главах своего сочинения Себеос повествует о том, как арабы вышли на историческую арену, подчинили власти Халифата Иран, Месопотамию, Палестину, Сирию, Армению, о том, как в арабских войсках начинаются смуты, которые пресёк халиф Муавия (661—680).

В «Истории императора Иракла» описаны ирано-византийские войны VII века, походы арабов, внутреннее положение Армении и т. п. В этом сочинении сохранились также 2 части, в которых изложены легендарный период истории Армении и её история в I—V столетии. Эти части, известные под названием «Начальная история Анонима», по мнению некоторых исследователей, не имеют отношения к «Истории» Себеоса, а принадлежит историку Map Абас Катине.

В это время из среды тех же сынов Исмаила появился некий человек, по имени Магомет, купец[159], и будто по повелению бога стал проповедывать, что истинный путь — это признание бога Авраама; причем он был сведущ и хорошо знал Моисееву историю. Так как веление было свыше, то все, как по единому приказу, единодушно приняли новый закон, оставили суетные богослужения, обратились к живому богу, который явился их отцу Аврааму. Магомет установил для них правила: не есть мертвечины, не пить вина, не лгать, не прелюбодействовать. Он им сказал: «Бог клятвенно обещал ту страну Аврааму и его потомкам на вечные времена и он исполнил свое обещание за то время, пока он любил Исраила. Вы же ведь тоже сыновья Авраама, и бог свой обет Аврааму и его потомкам исполнит в отношении вас, только любите бога Авраама и идите, займите вашу землю, которую бог дал вашему отцу Аврааму, и никто не сможет противостоять вам войной, ибо бог с вами»[5].